Императрица Екатерина 2 Великая предприняла в 1787 году грандиозное путешествие в Крым. Карету на 12 персон с императрицей, с библиотекой, гостиной, спальней везли сорок лошадей. На каждой станции на замену стояли до пятисот лошадей, так как за императрицей следовало еще 14 карет и сопровождали ее три тысячи человек – прислуга, придворные, иностранные дипломаты.
Более полугода со 2 января по 11 июля 1787 года Екатерина совершала путешествие по Новороссии, по северному Причерноморью, по Крыму .
Весь путь составил 5657 верст, из них 446 по водному пути. Двигалась вся эта процессия с девяти часов утра до семи часов вечера. Иногда на ночь останавливались в городах и богатых имениях, особы, приближенные к императрице, плясали до утра и любовались фейерверками, устроенными светлейшим князем Потемкиным.
Екатерина Алексеевна и во время путешествия не отходила от государственных дел. Как бы не весела была ночь, государыня поднималась в шесть часов утра и принимала государственных чиновников, просителей и за утренним чаем давала аудиенцию дипломатам, а те строчили в свои столицы депеши о «потемкинских деревнях».
Крымский полуостров вошел в состав России в 1783 году, через год Таманский полуостров, Кубань и Причерноморье.
Губернатором новых присоединенных земель Екатерина 2 назначила Григория Александровича Потемкина, который был не только ее любовником и тайно, в июне 1774 года, венчанным мужем, но и соратником, государственным и военным деятелем.
Враги Потемкина, как «внутренние так и внешние», распускали слухи о том, что губернатор Новороссии, дабы убедить свою монархиню, что страна, почитаемая пустыней процветает, намалевал свои деревни на ширмах, а крестьян и табуны скота перегонял с места на место.
Вся Европа замерла в ожидании разоблачения фаворита императрицы, после грандиозной проверки, да еще в компании с иноземцами!
Но проверка деятельности губернатора новых российских земель явно не была целью поездки государыни. Пышность царской экспедиции должна была подчеркнуть могущество России и внушить страх Европе. Екатерина хотела показать недоброжелателям, что русские в Крыму навсегда и уходить не собираются.
Государыня присоединением Крыма выполняла давний замысел Петра Великого, прорубить окно в Европу не через Балтику, а через Черное море. Азовские походы 1695-1696 годов позволили Петру 1 выйти к Азовскому и Черному морям, но дальнейшее продвижение означало большую войну с Османской империей, к которой Россия была не готова.
Почти через 100 лет Императрица Екатерина 2 выполнила петровский замысел.
Осваивая новые земли Потемкин заложил город во славу любимой женщины – Екатеринослав, который мог превратиться в столичный город Новороссии, где был заложен фундамент грандиозного собора, по плану превышающий римский храм Святого Петра и это уже не было похоже на "потемкинскую деревню".
По прибытии в Севастополь, который из татарского поселка Ахтиар стараниями Потемкина превратился в город с мощной военной базой, Екатерина устроила прием.
Французский посол де Сегюр писал: «...при звуках прекрасной музыки внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим представилось величественное зрелище..грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный за два года». Тут уж иноземцы окончательно решили, «что не более как через тридцать часов» флаги кораблей русской императрицы «смогут развеваться ввиду Константинополя, а знамена ее армий – водрузиться на стенах его».
Екатерина писала: «Здесь, где тому назад три года ничего не было я нашла довольно красивый город и флотилию довольно живую и бойкую на вид; гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потемкину, что он во всем этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость».
Казалось бы, вот и конец лживой мифологии о нарисованных «потемкинских деревнях», о запустении благодатного края и неумении управлять захваченной территорией.
Но Англия, Франция, Пруссия, Австрия все толкали Турцию на конфликт с Россией.
В миф о «потемкинских деревнях» уверилась побежденная Турция. Османов вдохновили россказни саксонского дипломата Георга Гельбига о нарисованных деревнях и картонных кораблях, об обширных землях, которыми не могут управлять русские. В Крыму все плохо, один удар и Турция вернет свои земли.
13 августа 1787 года Турция объявила войну России.
Османская империя навсегда распрощалась с Крымом, Таманью, потеряла крепость Очаков, Измаил, Анапа и другие.
Успехи России, кроме раздражения, не вызывали других эмоций в европейских столицах. Не нравилась и реакция Екатерины Великой, с которой она относилась к западным нравоучениям. Она говорила: "На зависть Европы я весьма спокойно смотрю. Пусть балагурят, а мы дело делаем".
На том стоим и стоять будем.
Уважаемый читатель! Если Вы прочитали мою публикацию, поставьте лайк, желательно пальцем в небо. Напишите комментарий, согласны ли Вы с моей публикацией.
Успехи России, кроме раздражения, не вызывали других эмоций в европейских столицах. Не нравилась и реакция Екатерины, с которой она относилась к западным нравоучениям. Она говорила: « На зависть Европы я весьма спокойно смотрю. Пусть балагурят, а мы дело делаем».