Найти тему
ПСИХФАК с Еленой Степановой

Почему в СССР дети не стреляли в детей и есть ли шанс сделать так, чтобы это не повторилось

Оглавление

Ходил со мной в детский сад в одну группу парнишка, считающий, что он последователь нацистов. Да, это было в советское время, а нам было по 6 лет. В свои 6 лет этот ребенок любил порассуждать о пытках и даже периодически порывался кое-что продемонстрировать окружающим.

Не знаю, как прошел его дальнейший жизненный путь, к счастью, наши дороги после ДС разошлись, но вспоминаю его часто, когда происходит что-то из ряда вон выходящее и начинается шумиха по поводу – недосмотрели, нужно усиливать меры, нужно предотвращать, вычислять… Немедленно кого-то снимают (как правило, самых безобидных), придумывают еще какую-то хрень по выявлению, которая выливается только в дополнительное бумагомарательство и отчеты.

А можно ли вообще вычислить человека, который запросто пойдет убивать, можно ли это вообще предотвратить и что провоцирует человека на подобный шаг?

Почему это происходит?

  • ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ЛЮДЕЙ
  • ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ СОЦИУМОМ АБЮЗИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ГОТОВНОСТЬ ОБЩЕСТВА К ОПРЕДЕЛЕННЫМ СОБЫТИЯМ

Чтобы разобраться, пойдем по порядку.

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ЛЮДЕЙ. Что стимулирует неадекватное поведение человека в обществе:

1. Психические проблемы.

2. Наркотики и стимуляторы

3. Внешнее воздействие (гипноз, вовлечение в секту, навязывание идеологии и подталкивание к определенным действиям).

ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – происходит часто под влиянием ранних впечатлений ребенка и далее может быть простимулированно попаданием человека в определенное окружение – секта, ОПГ, террористическая группировка.

НАРКОТИКИ И СТИМУЛЯТОРЫ – проблема более понятная. Любые наркотики выдергивают человека из адекватной реальности и поэтому всегда опасны как для того, кто использует их, так и для окружающих.

С этим понятно, а вот как выявить психические проблемы?

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ распознать бывает сложнее всего. Ясно, что не сякое отклонение от нормы заканчивается тем, что человек хватается за оружие. А самое главное – граница между нормой и не нормой порой настолько размыта, что вычислить ее даже специалисту просто нет возможности.

Психозы, как правило, имеют острую фазу и состояние ремиссии, в котором человек может пребывать годами. И все это время он для окружающих неопасен и воспринимается как обычный человек. Со своими завихрениями, но кто тут без них?

Но вот, наступает острая фаза и небольшие завихрения превращаются в ураган.

Что провоцирует обострения?

1. Гормональные изменения

2. Болезни, влияющие на функционирование мозга или гормональные сдвиги

3. Внешнее воздействие

Но как понять, куда понесет человека с определенными проблемами? И можно ли повлиять на его образ мыслей и поведение так, чтобы снизить возможные риски? Мы же не можем сажать под замок всех, кто пожалуется на головную боль или депрессию.

И в какой момент проходит граница невозврата, когда повлиять на что-либо уже невозможно?

ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ СОЦИУМОМ АБЮЗИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Вернусь к моему детсадовскому одногруппнику. Его пример запомнился меня еще другой стороной – это то, как относилось к нему окружение. Думаете, он был изгоем из-за своих убеждений? Как бы не так – определенная часть девочек постоянно толпилась рядом с ним, выслушивая его рассказы и даже ходили на «демонстрацию пыток». Думаю, из них потом выросли роскошные жертвы абьюзеров, но сейчас не о них, а о проблеме принятия такого поведения.

Это было любопытно даже в детстве – понимаете? То есть нет такого, что в 25 лет кто-то прочитал «50 оттенков серого» и понял, что созрел для садо-мазо. Нет, эти склонности проявляются в очень раннем возрасте и далее либо расцветают пышным цветом, если ребенку не повезло с окружением, либо потихоньку корректируются и перенаправляются, если ребенку с окружением повезло. И проблема травли одних детей другими тоже часть данной проблемы – часто ли взрослые говорят с ними про это?

Но правильно многие пишут, что все это было и в Советском Союзе - и юные садисты существовали, и психи, и просто моральные уроды, но вот почему-то до массовых расстрелов одних детей другими не доходило. Хотя даже охраны у школ как таковой даже не существовало.

И здесь мы вливаемся в еще одну проблему-стимулятор –

ГОТОВНОСТЬ ОБЩЕСТВА К ШОКИРУЮЩИМ СОБЫТИЯМ

В любых своих проявлениях даже в самых крайних, люди ориентируются на общество и его мнение. Ну вот представьте - чтобы стало со стрелком в СССР? Захватили бы тихо, запихнули на веки вечные в психушку и доживал бы он там свой век проклинаемый родственниками жертв и забытый остальными. Максимум - описание события и анамнез поместили бы в учебное пособие для судебных психиатров. Короче – ничего интересного, никакого общественного резонанса.

Недаром психологи, работающие с преступниками утверждают, что каждый преступник желает непременно быть услышанным. В общем, если мой одногрупник и замыслил бы что-то впечатляющее (позже, само-собой) то уж в этом бы он точно не нашел бы поддержки и интереса. Потому что, почвы для развития конкретно такой модели патологии просто не было.

А нынешнее общество живет чем? Правильно – хайпом. Наше общество всегда готово к различным ударам и даже ждет их, как это ни прискорбно. Как бы мы ни относились к событиям, скорбим, возмущаемся или просто просматриваем и ругаем ответственных лиц, эти события являются нашим эмоциональным детонатором. И не забывайте, что отрицательные герои - тоже чьи-то герои. Никому не интересны новости с полей о рекордных урожаях, зато обмусолить страшную ситуацию – святое. И чем страшнее, тем выше интерес и отклик.

Можно ли учитывая все вышеизложенные проблемы однозначно выявлять потенциальных преступников? Можно ли предотвращать преступления? Многие специалисты сходятся на том, что полностью увы, нет.

Слишком широк спектр личных проблем, слишком размыты понятия добра и зла в обществе, слишком высок уровень социальных допущений.