Как не дать выжать себя из компании и предотвратить потерю активов. Схема контроля за деятельностью компании.
Мы генерируем идеи, создаем компании, развиваем бизнес. СМИ и соцсети рассказывают о головокружительном успехе очередного гениального изобретения, стартапа, инвестиционного проекта. И это так – ежедневно появляются, развиваются и растут сотни и тысячи успешных компаний, люди не перестают придумывать и создавать.
Но мы не обращаем внимания на обратную сторону бизнеса – кражи, растраты, мошенничества и элементарное разгильдяйство, приводящее к краху передовых еще вчера компаний. Криминальная хроника и судебная статистика замалчивается, приукрашивается и обходится любыми способами.
Это очень похоже на «незаботу» о собственном здоровье. Мы не любим говорить о болезнях, это происходит не с нами. Недомогание ведь может пройти само, оно же не перейдет в терминальную стадию того самого заболевания...
В этой статье я хотел бы рассказать о тех корпоративных конфликтах и проблемах, которые на начальном этапе можно решить практически без последствий. В момент, когда дела попадали ко мне, цена спасения уже была ощутимой и иногда бессмысленной.
1. Документальная «бомба» для создателя-гения
Никита придумал и разработал инновационную технологию в области генной инженерии. Исключительные права были зарегистрированы на ООО, где создателю технологии принадлежало 100%. Друг детства Никиты работал в инвестиционном фонде, от имени которого было предложено существенное финансирование. Фонд входил в проект с получением доли в уставном капитале в размере 45%.
Друг детства и по совместительству хороший юрист в сфере M&A убедил Никиту, что ему не нужно «морочиться» – все документы по совместной компании (устав, меморандумы, корпоративный договор) будут сделаны в лучшем виде. Мы же друзья! Фактически братья. «Ботаник» Никита – биохимик и ученый от Бога – решил, что все нормально и подписал необходимые бумаги, связанные с появлением инвестора: меморандум о создании СП, протокол о намерениях, протокол ОСУ об утверждении новой редакции устава и корпоративный договор:
- Устав существенно ограничивал права Никиты по управлению компанией, получению информации и принятию решений.
- Корпоративный договор вводил кабальные условия деятельности, которые, при несоблюдении определенных финансовых показателей, требовали продажу доли создателя за 100 рублей, либо выкуп доли фонда за 100 млн руб.
- Вводились условия о согласованном голосовании по вопросам, вносимым инвестиционным фондом.
- В уставе оказались условия о непропорциональном распределении прибыли и имущества при ликвидации компании.
- Потери: более 100 млн рублей.
- Статус сегодня: бизнес потерян.
Частный случай «документальной бомбы» – размывание доли создателя. При составлении либо изменении устава в него закладываются положения, позволяющие размывать долю нужного участника в результате увеличения уставного капитал. Размываемый участник обычно «ботаник» и ключевой создатель.
2. Параллельный бизнес
Распространенная ситуация во всех сферах. Строительная компания постоянно получала выгодные подряды на отделочные работы в различных офисных зданиях. Около 30 клиентов и более 50 потенциальных сделок. Система взаимодействия с клиентами включала в том числе «откаты» и подарки клиентам, работа с которыми была поручена молодому перспективному директору. Владельцы, имея определенные ресурсы, привлекали клиентов, которых затем полностью передавали директору.
Так продолжалось около четырех лет, пока в один момент совершенно случайно не выяснилось, что директор вывел из компании каждого четвертого клиента, организовав собственный строительный бизнес, зарегистрированный на родителей. Клиенты, принимая из рук директора «откаты» и подарки, не возражали против сотрудничества с любой предложенной им организацией, при этом контакты с владельцами разрывались вновь создаваемыми дружескими отношениями с директором.
- Потеряно: около 150 млн рублей.
- Статус сегодня: в результате серии судебных процессов и уголовного дела удалось взыскать с недобросовестного директора почти всю сумму убытков.
3. Вывод ключевых активов
Партнеры создали компанию, владеющую исключительными правами на комплекс интеллектуальной собственности, связанной с производством лекарств. Три партнера: генератор идей – Петр, его друг и еще один инвестор.
В определенный момент Петр сосредоточился на разработке новой технологии в области кардиологии, а текущую деятельность «запустил», его доля в уставном капитале ООО составляла 40% и со слов супруги – юриста не позволяла принимать партерам самостоятельных решений. Петр с головой ушел в работу и почти три года не участвовал в жизни фирмы, встречаясь с партнерами раз в три месяца. На счет приходили какие-то суммы дивидендов.
В начале 2018 года Петр получил письмо из арбитражного суда о назначении судебного заседания по иску его партнеров об исключении Петра из общества как участника, грубо нарушающего свои корпоративные обязанности.
И только через полгода наш ученый «вдруг» узнал, что все активы компании еще два года назад перешли к двум вновь созданным ООО, принадлежащим каким-то кипрским и островным организациям. Иск об исключении из общества и еще пару заявлений в полицию в отношении Петра создавали нужный информационный шум, необходимый для отвлечения внимания от основной «операции» по выводу активов.
- Потери: около 80 млн рублей.
- Статус сегодня: идут судебные процессы.