Дочка росла не по годам, а по часам. Любознательной, открытой, активной девочкой. Она схватывала всё на лету. Стоило ей дважды прочесть стих, как на третий раз она уже его пересказывала без запинок. И это уже в 4 года. К пяти годам воспитатель в детском саду сообщила, что ребёнок знает всю обучающую дошкольную программу. А ведь впереди следующий учебный год. Родители оказались перед выбором: оставить ребёнка ещё на год в детском саде или же отдать в школу.
Как сохранить интерес дочери к обучению и при этом не переусердствовать с потоком учебной информации? Ведь обучение в школе - новый этап в развитии ребёнка.
Как понять, действительно ли ребёнок готов к обучению в школе?
Готовность детей к школе определяет совокупность компонентов:
- Интеллектуальная готовность включает в себя мышлением, памятью и вниманием. Знание и умение различать цвета, геометрические фигуры. Знание домашнего адреса, имени, отчества и фамилии. Умение видеть и находить сходства и отличия.
- Психологическая готовность. Включает в себя совокупность мотивационной, интеллектуальной и социальной готовности. Игра, как основной вид деятельности ребёнка постепенно угасает, на первый план выходит познавательная деятельность.
- Мотивационная готовность. Напрямую связана с психологической готовностью. Готовность ребёнка к изучению учебного материала, проявление воли, концентрации внимания.
- Физическая готовность. Непосредственно готовность организма ребёнка к школе. У ребёнка должна быть медицинских противопоказаний к обучению в школе. Сюда входят: слух, зрение, моторика и т.д.
- Социальная готовность. Умение и желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Обладать навыками самообслуживания (самостоятельно одеваться, обуваться), соблюдать правила поведения в общественных местах.
Способы проверить готовность ребёнка к школе самостоятельно:
1. "Счёт в обратную сторону". Попросите ребёнка посчитать от 1 до 10, затем - от 10 до 1. Проверяем готовность ребёнка к изучению математики.
2. "10 слов". Подготовьте набор из десяти простых слов, не связанных между собой. К примеру: слон, рука, каша, стул, трава, цветок, чашка, банан, окно, мел. Попросите ребёнка послушать слова, которые вы произнесёте, а после, воспроизвести все слова, которые удалось запомнить, в любом порядке. Хорошим результатом будет, если ребёнок с первого раза вспомнит и скажет 6-7 слов.
Этот тест даёт возможность изучить слуховую память и произвольное запоминание, умение концентрироваться и устойчивость внимания.
3. "Найди лишнее". Подготовьте картинки с изображениями. К примеру: берёзу, дуб, клён и бабочку. Попросите ребёнка найти и убрать из этого ряда лишнюю картинку.
Этот тест направлен на определение умения обобщать, образное и логическое мышление.
4. Филиппинский тест. Позволяет определить физиологическую готовность ребёнка к школе.
Попросите ребёнка правой рукой через голову дотронуться до левого уха, накрыв его ладонью до середины.
Это выглядит как на картинке:
Признаки того, что ребёнок пока что не готов к обучению в школе:
- Ребёнок одевается только с помощью взрослых.
- Внимание рассеяно, ему трудно концентрироваться на чем-то одном даже непродолжительное время.
- Ребёнок быстро устаёт, начинает капризничать, раздражаться.
- Ребёнок тревожен.
- Испытывает значительные трудности в изучении учебного материала.
- Ребёнок не умеет взаимодействовать со сверстниками.
- Ребёнок не хочет идти в школу.
Способы помочь ребёнку подготовиться к школе:
- Обучение взаимодействию со сверстниками. Научится общению со сверстниками сидя дома с планшетом в руках, крайне сложно. Дайте своему ребёнку возможность взаимодействовать с другими детьми. Подскажите, как относиться к младшим и слабым. Как взаимодействовать со взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. К примеру, ребёнок должен слышать и выполнять задачи, которые ставит перед ним учитель и игнорировать просьбу незнакомца, желающего "угостить конфетой".
- Развивайте волю ребёнка. Играйте в игры, в которых необходимо соблюдать очерёдность. При выполнении заданий подбадривайте. Начинайте с простых упражнений-заданий, далее постепенно переходите к более сложным.
- Активизируйте интерес и способности в познаниях. Развивайте ребёнка при помощи лепки, рисования, разучивайте стихи, решайте головоломки и ребусы, посещайте интерактивные выставки. Важно, чтобы все активности проходили через игру. Оставляйте пространство для проявления творческих способностей.
- Формируйте положительное отношение к школе. Самый простой способ способствовать положительному отношению к школе у ребёнка - рассказать весёлую историю из собственной школьной жизни, из жизни бабушек и дедушек.
Помните, знания данные в любви и терпении возымеют результат значительно выше, чем те, которые навязываются грубой силой.
Будьте счастливы, любите своих детей!