Найти тему
Про100 За Правду

«Если школьник пропустил несколько страниц в учебнике, то нам нельзя пропустить ни строчки»: А. Грознецкий о сохранении истории

Моя юность пришлась на девяностые и проходила в простом спальном районе. Собственно, все атрибуты «лихих» мы видели рядом – сожженные рэкетирами палатки, работу киллеров в доме напротив, молодых ребят с пакетами клея и роющихся в помойках стариков. Да много чего. Но к счастью, были в школе и моменты, за которые всю жизнь благодарен, и которые помогли породниться с нашей великой историей и литературой.

На фоне творящегося вокруг бардака наша классная руководительница придумала проводить Пушкинские балы – специально брались костюмы на киностудии, распределялись роли, месяцами проводились репетиции. И потом на сцену выходили герои не только Пушкина, но и Тургенева, Грибоедова, Толстого и выступали с отрывками из произведений. Задействованы были все – и примерные, и шпана. Такое погружение способствовало совершенно иному отношению и к русскому языку, и к литературе, и к истории. Ведь мы получали сопричастность, осуществляли прямое касание, оживляли главы и страницы, из которых и должен складываться народный архетип.

Именно благодаря этому опыту, а также благодаря многолетнему опыту работы с молодежью, я убежден, что для сохранения исторической памяти нам необходимо введение широкой практики сотрудничества учебных заведений с реконструкторским сообществом.

Подобные процессы и так уже происходят. Например, в московском районе Орехово-Борисово главой Совета депутатов регулярно организуются визиты реконструкторов в школы. Такие события, посвященные различным эпохам, привлекают внимание не только учеников, но и жителей окрестных дворов. Или же подмосковный опыт с вывозом и частичным участием «трудных подростков» в реконструкции легендарного боя Панфиловцев. Уверен, что подобного рода общение с погружением в прошлое остается в памяти на многие годы.

На фоне принятия нового закона «О просветительской деятельности» важно признать взаимодействие реконструкторов со школами деятельностью образовательной, увязать ее с учебными планами, графиками, прописать в методических пособиях, а также обозначить обязательное соответствие таких занятий официальной программе. Таким образом, работа реконструкторов станет подпадать под действие закона «Об образовании».

Школьникам будет интересно взаимодействие с ожившей историей, но важен интерес и для самих реконструкторов. И здесь важно определить возможные льготы и бонусы для них. Например, предоставление помещений, бесплатный проезд и парковки – этих людей в стране не так много, и подобные льготы не ударят по местным бюджетам.

Ну а там, где военно-исторических клубов нет, их могут учреждать сами учителя, и работа эта должна оплачиваться дополнительно, как факультативные часы.

Также необходимо закрепить особый статус за полями, на которых происходят знаковые реконструкции, а их организаторы не должны иметь препятствий для своей общественно полезной деятельности. Чтобы не только Бородинское поле охранялось государством и привлекало тысячи зрителей в дни воинской славы.

Второй важный момент, связанный с патриотическим воспитанием – это историческое кино. То, что мы живем в эпоху «клипового» сознания, надо принять как данность. Ребенку, который за полчаса может просмотреть ролик о веках жизни Римской Империи или о Наполеоновских войнах, сложно читать «Войну и мир», да и осиливают ее немногие школьники. Поэтому учителя допускают просмотр легендарной картины Сергея Бондарчука. Безусловно, читать и литературу, и учебники истории надо, но ряд фильмов, как художественных, так и документальных, необходимо «вписать» в школьную программу, дополнить ими ее, а не заменить книги и учебники.

В программе по истории должны быть качественные и правдивые фильмы обо всех знаковых событиях нашего прошлого. В случае если такого утвержденного фильма еще нет, например про Молодинскую битву, должен быть объявлен конкурс и выделен специальный грант Фонда кино на его создание. Ну а откровенная «пурга» с клеветой на прошлое и его героев, должна быть лишена доступа к зрителю. Иначе никак.

И не обязательно, чтобы все картины были полнометражными. Снятая силами компании Wargaming короткометражка «Атака мертвецов» про защитников крепости Осовец – прекрасный тому пример.

Таким образом, будет создано огромное подспорье изучению и принятию прошлого, и этот фонд будет пополняться и обновляться. И пробелы в освещении истории будут закрыты. А то ведь пока мы всей страной бьемся за сохранение Сталинградской битвы в учебниках, нашим детям рассказывают, что Первую мировую выиграла «Чудо-женщина». Неважных дат в истории не бывает, и если школьник пропустил несколько страниц в учебнике, то нам нельзя пропустить ни строчки.

Андрей Грознецкий, автор проекта «За Правду о войне»

про100.рус