Найти тему

На пути к концерту. Бетховен, Симфония №5

На канале "Записки виолончелистки" появилась рубрика "На пути к концерту". Буду продолжать рассказывать о произведениях, которые планируются на ближайшие концерты в стенах Сычуаньского университета культуры и на других площадках, куда "занесёт" университетский менеджмент...

О фортепианных трио, которые будут в афише концерта камерной музыки, я писала. Игра в ансамбле с коллегами - особое удовольствие!

Но у музыкантов оно - не единственное. Ещё есть оркестр - большая группа единомышленников, преданных музыке, любящих свой инструмент и всех композиторов, вместе взятых))

Подтверждение тому, что оркестр объединяет много людей общей идеей, я нашла в китайском языке.

По-китайски "музыканты" - yinyuejia (yinyue - музыка, jia - семья). А что, как не семья, должно объединять людей? Вот и здесь два прекрасных слова соединяются, сливаются, наполняются силой, вдохновением, энергией, особой высокой вибрацией, способной хоть на мгновения изменить пространство и человеческое сознание. Китайцы правы, объединяя музыкантов в одну семью. Ведь для воплощения в жизнь общих идей, мечтаний, смыслов нужна дружная команда близких по духу людей.

Сейчас Международный оркестр Сычуаньского университета культуры и искусства вместе со студентами музыкального факультета находится на пути к очередному концерту. Каждый день у нас на пультах открыты ноты 5-й симфонии Бетховена. Можно не знать нумерацию симфоний этого композитора, но как "судьба стучится в двери" слышали многие.

Итак, Симфония №5 - известное сочинение Бетховена, одно из самых популярных произведений классической музыки.

Главный узнаваемый двойной мотив из 4-х тактов - "тема судьбы":

Можно сказать, что эта тема - один из символов классической музыки. Его любят использовать режиссёры в своих картинах (около 14 фильмов), редакторы - в ТВ программах. Ремиксы, переложения, обработки, свои версии делают все: поп-исполнители, джазмены, рэперы, рокеры, танцоры, даже финский квартет виолончелистов Apocalyptica. Возможно, тема Бетховена - лидер по количеству "новых воплощений".

Но все эти творческие эксперименты не решают задачу, которую ставил перед собой Людвиг ван Бетховен. В 5-й симфонии сконцентрированы все черты стиля композитора, его жизненное кредо: через борьбу к победе.

5-я симфония - серьёзное произведение, состоит из 4-х частей, объединённых общей идеей, развитием, "ритмом судьбы". От мрачного До минора первой части музыкальная мысль движется к чистому До мажору финала. В этом движении и отражается главная философская идея композитора: через препятствия к победе.

Серьёзность, драматизм, глубина этой философской идеи подтверждается особенностями в трактовке симфонического цикла:

I часть - медленное вступление определяет главный мотив всего произведения;

II часть - двойные вариации в классическом варианте;

III часть - скерцо, но не шутка, а борьба лирического героя с силами судьбы с переломным моментом (фугато в До мажоре) к свету и победе;

IV часть - идёт без перерыва после скерцо (после "перелома" не нужно останавливаться, а смело идти вперёд, пусть и поиски выхода пока неуверенные). Мажорная Кода утверждает оптимистичные идеи финала.

Не всегда шедевры создаются на одном дыхании и сразу получают признание публики. Бетховен сочинял свою знаменитую симфонию 3 года. А её премьера прошла крайне неудачно, собрав в одну точку несколько факторов: зал - морозильник, низкий профессиональный уровень музыкантов сборного оркестра (хотя, из-за холода в зале их пальцы могли не гнуться, и инструменты - не звучать), концерт получился длинным, 4 часа - это много для подобного мероприятия. Так, в 1809 году венской публике новаторства Бетховена не понравились.

Но первый провал не повлиял на счастливую музыкальную жизнь этого произведения.

Во время работы над этой симфонией Бетховен в своём дневнике часто размышлял о предназначении человека в этом мире. Главный вопрос для него: "может ли человек изменить свою жизнь, избавить себя от роковых ударов судьбы?" Сам композитор считал, что человек - волевая натура и может "схватить судьбу за глотку".

Время написания 5-й симфонии было для Бетховена одновременно тяжёлым (глухота активно прогрессировала) и плодотворным. В период 1804-1809 гг. Бетховеном написаны произведения, которые навсегда стали мировым музыкальным наследием: "Пасторальная" симфония №6, опера "Фиделио", сонаты для фортепиано, среди которых "Аппассионата" (любимое произведение В.И.Ленина), 3 струнных квартета, концерты для фортепиано, Концерт Ре мажор для скрипки.

Гениальная музыка творит чудеса, объединяя наш разношёрстный оркестр одной идеей - хорошо выступить в конце мая.

Для студентов нашего университета (уровень - далеко не шанхайская консерватория) чисто, без фальши сыграть нотный текст симфонии - та ещё задача! Пока они часто теряются, ошибаются, фальшивят, не справляются с темпами, которые даёт дирижёр (а он у нас любит брать темп "с запасом").

Бывают дни, когда репетиции получаются нервными, даже скандальными, с отвлекающими ситуациями: то дисциплина хромает, то шумные строительные работы мешают. Подготовка к концерту - это всегда сложно, стресс и трата нервов.

Но обычно накануне выступления, а ещё больше это заметно непосредственно во время концерта, происходит то самое объединения музыкантов ради высокого искусства. Его сила, энергетика личности (композитора, дирижёра, каждого музыканта), желание созидать и стремление к глубокому пониманию жизни, оказываются главными составляющими успеха на пути к концерту.

До даты концерта ещё недели две. Для профессионального оркестра это - не срок, не повод для беспокойства. Во "взрослом" оркестре декорации меняются быстрее: одна программа - одна неделя. Нашим же студентам нужно больше времени, чтобы вникнуть в детали, выучить партии...

-2

Во время Второй мировой войны "стук судьбы" по-бетховенски был паролем союзников. В азбуке Морзе этот ритм означает букву "V"("Victory"-победа).

Пожалуй, постучу-ка я смычком по пульту "три коротких - один длинный", чтобы Победа нас не миновала!

А то в жизни всё может быть...

Подписывайтесь на канал