11 мая исполнилось 7 лет с момента проведения референдума о государственном образовании Донецкой Народной Республики. Поздравляю всех причастных к созданию, строительству, защите и ежедневному обеспечению жизнедеятельности гордого государства! Благодарю всех, кто словом и делом помогал жителям Донбасса в их нелегкой борьбе за свои права и свою правду.
Годовщина – это еще и повод оглянуться назад и спокойно оценить наши успехи и неудачи, попытаться извлечь какие-то уроки. Сегодня я хочу разобрать тему русских организаций в Донецкой области на начальном периоде Русской весны. Рискну предположить, что организационные проблемы стали одной (но не единственной!) причиной того, что ДНР и ЛНР контролируют только часть своей территории.
Эта статья не претендует на истину в последней инстанции, поскольку опирается во многом на воспоминания моих товарищей, изданные мемуары и отдельные тематические публикации. Итак, весна 2014 года, прорусские организации Донбасса…
Донецкие системные партии
«Партия Регионов» (регионалы, ПР) – партия чиновников и бизнесменов Юго-Востока Украины, принадлежала олигархическим кланам Януковича и Ахметова, эксплуатировала прорусские идеологемы.
Силами ПР все остальные прорусские партии и общественные организации были вытеснены на обочину политического процесса, что привело к временному прекращению активной политической жизни в области.
Эта партия на самом деле была не только «мыльным пузырем», но и настолько трусливой, что, будучи самой массовой и богатой политической силой в стране, дважды слила власть «майдану». В короткие моменты, когда регионалам нужна была защита от «майдана», они поддерживали деятельность настоящих русских активистов. Благодаря этому многие будущие герои Русской весны получили «уличный» и политический опыт.
Донецкая областная организация Коммунистической партии Украины (ДОО КПУ) – после «красного триумфа» конца 90-х, когда у коммунистов был реальный шанс взять власть, электоральная база коммунистов неуклонно снижалась. В 2013 году коммунисты все еще были представлены в Верховной раде и местных советах всех уровней. Под атаками так называемого «Евромайдана», проводившегося под лозунгами декоммунизации, КПУ слилась без боя, что говорит о том, что партия представляла из себя такую же пустышку, как и ПР, только с меньшим количеством денег и чиновников.
Следует отметить, что донецкая областная организация коммунистов не слилась и приняла активное участие в Русской весне. Пригодился их массовый опыт избирательных кампаний, работа в местных советах, наличие активных ячеек в каждом городе Донбасса. Они приняли деятельное участие в написании «Декларации о государственном суверенитете ДНР», «Акта о государственной самостоятельности ДНР» и в организации референдума. А экс-депутат Верховной рады Украины от КПУ Владимир Бидевка, сейчас занимает пост председателя Народного совета ДНР II созыва.
«Русский блок», «Донбасская Русь» под руководством Натальи Белоцерковской – небольшая, но активная организация (около 20 человек). «Русский блок» содействовал своей деятельностью прогрессивным силам в момент революционной ситуации. После поражения на выборах 2010 года и до начала «евромайдана» организация была в «спящем» состоянии, однако быстро мобилизовалась под угрозой прихода украинских националистов. Данная ситуация характерна и для других прорусских организаций. Подать формальную заявку на митинг, обратиться в суд, вести революционную деятельность под видом партийной агитации, привезти колонки на митинг, распечатать листовки, призывающие к сопротивлению, – это малая, но необходимая организационная помощь восставшему народу.
«Русский блок» так и не смог радикализироваться на фоне развития событий Русской весны. Наталья Белоцерковская в мае 2014 года (после трагедии в одесском Доме профсоюзов и в разгар вооруженного противостояния в Славянске) судилась в Киеве, пытаясь сохранить партию и остаться в правовом поле Украины. Вероятно, руководство партии надеялось, что после падения доверия к Партии регионов у «Русского блока» будет шанс стать основной прорусской системной партией на Украине. Но из этого ничего не вышло: суд в Киеве запретил партию, а в Донбассе они потеряли авторитет, потому что были недостаточно радикальны. «Русский блок» публично так и не поддержал провозглашение ДНР, поскольку пытался сохранить легальность на Украине.
Несистемные донецкие организации
Общественная организация «Донецкая республика» была создана в 2005 году на волне противодействия «оранжевому майдану» и политике Виктора Ющенко (экс-президент Украины) украинизации и западнизации Украины.
Будучи крайне малочисленной, она часто оказывалась в центре внимания украинских СМИ.
«Отчасти это объяснялось тем, что ее лидер Александр Цуркан был смертельно болен, а потому абсолютно не боялся идти на конфликты и провокации, а также делать заявления на грани фола», – считает донецкий публицист С. Бунтовский.
По некоторым данным людей, погруженных в политические процессы Донбасса начала XXI века, реальным инициатором создания общественной организации «Донецкая республика» был генерал-майор СБУ А. Третьяк, занимавший в разное время высокие должности в донецкой и луганской СБУ, Партии регионов, Донецкой областной администрации. В 2015 году, по данным украинских СМИ, А. Третьяк перешел на сторону ДНР, прихватив с собой большой объем секретных документов.
«Донецкая республика» сыграла важную роль в создании государственных структур ДНР, «уличной» политики Русской весны, отметилась яркими акциями и захватами админзданий. Лидер «Донецкой республики» А. Пургин был одним из сопредседателей революционного правительства ДНР.
Нынешнее Общественное движение Донецкая Республика, занимающее 70% мест в парламенте ДНР, ведет свою историю от «Донецкой республики» А. Цуркана. По факту же – это другая организация, созданная другими людьми, для системной политической деятельности в самопровозглашенной республике.
Союз граждан Украины (неофициальный филиал Партии Великое Отечество Н. Старикова) – малочисленное, но интеллектуально наполненное общественно-политическое движение, принимавшее участие в начальном периоде Русской весны. Однако следование в русле федерализации Украины (это соответствовало официальной позиции России) не позволило полностью реализовать потенциал организации. Движение не смогло вовремя радикализироваться и перестало соответствовать ожиданиям народа Донбасса, что не помешало отдельным активистам проявить себя в госстроительстве ДНР.
Национально-освободительное движение (неофициальный филиал российского НОД Е. Федорова) – малочисленное, но радикальное движение, под формальным руководством А. Вячало (погиб вместе с российским журналистом А. Стениным). Боевая группа движения участвовала в захвате и удержании админзданий, охране митингов, столкновениях с украинскими националистами. Представитель движения занимал должность министра в правительстве ДНР.
Несистемные «леваки» (ПСПУ Н. Витренко, Рабочий клуб «Герника», ВО «Боротьба», «Суть времени», «лимоновцы» и другие). Казалось бы, все леваки должны были первыми выйти на баррикады, даже если не за Русскую весну, то против своих ярых врагов – украинских буржуазных националистов. Но у многих левых интеллигентов нашлась масса отговорок, чтобы постоять в стороне от баррикад: не те лозунги, не та революция, желание удержаться в законодательном поле Украины, вмешательство России и т. п.
Строго говоря, левые организации, ориентированные на Россию («Суть времени», «лимоновцы») включились в борьбу, создали даже свои боевые отряды, но влиять на повестку они стали только в разгар войны, что произошло позже и выходит за рамки этого обзора.
Украинские левые на личном уровне и путем неформальной поддержки тоже участвовали, но как организации они выпали из политического процесса.
«…Так называемые украинские несистемные левые, к которым относил себя и я, увы, показали себя еще хуже. Они, за редкими исключениями, продемонстрировали, что являются не более чем левыми либералами…
… И левые могут винить только себя в том, что они не смогли направить это движение в более привлекательное для себя русло. Мы занимались теоретическими спорами, внутритусовочными разборками. Но начало переломных исторических событий у нас на родине стало для нас полной неожиданностью. А вот местные пророссийские активисты (которых мы считали забавными маргиналами) оказались к этому готовы. Они смогли возглавить этот протест…», – воспоминание активиста украинских левых организаций «Боротьба» и «Герника» В. Петровского, геройски погибшего под Дебальцево.
Казачество – достаточно распространенное движение в Донбассе. Оно состояло из двух противоположных лагерей – русского и украинского, которые во время войны стали по разные стороны баррикад. Традиционно казачество было близким к украинским силовым структурам (МВД, СБУ, пенсионеры-отставники, которые часто становились генерал-адмиралами казачьих организаций). Поэтому донецкие казаки хоть и участвовали в событиях Русской весны, но не спешили идти в авангарде восстания.
Рожденные революцией
Народное ополчение Донбасса. Возможно, это наиболее радикальная и заметная неформальная общественная организация Донбасса. Она возникла в конце февраля 2014 года как ответ на вооруженный переворот в Киеве. Костяк организации составляли выходцы из русской националистической организации, действовавшей в Донбассе в 2000-х годах.
1-3 марта 2014 года ополченцы под руководством П. Губарева совершили попытку перехвата власти в Донецкой области в свои руки. Однако движение сразу же было обезглавлено Службой безопасности Украины в результате ареста лидера.
Целями организации были:
· противостояние Киевской хунте;
· стремление установить народовластие;
· проведение референдума о статусе Донбасса;
· вхождение Донбасса в состав России по «Крымскому сценарию».
Изначально организация создавалась с прицелом на «уличную» политику и приход к власти в Донбассе. Предполагалось действовать методами ненасильственного сопротивления, но после ареста лидера и ряда командиров, организация сменила тактику и стала готовить вооруженное восстание.
Были установлены связи с самообороной Крыма. Задачами организации стали:
· пропаганда идей Русской весны;
· захват/покупка оружия;
· захват главных административных зданий, в том числе силовых ведомств;
· обеспечение поддержки крымского отряда И. Стрелкова;
· прикрытие силовых операций ополчения;
· парализация украинской власти и силовых структур в регионе;
· рекрутирование добровольцев для участия в вооруженной борьбе.
«Народное ополчение Донбасса» на долгое время стало неофициальным названием армии ДНР.
Партия «Новороссия»
После захода крымского отряда И. Стрелкова в Славянск под флагом «Народного ополчения Донбасса» часть ополчения, пожелавшая продолжить невооруженную борьбу на идеологическом, организационном и политическом поле, преобразовалась в партию «Новороссия».
Основные тезисы, получившие широкую поддержку народных масс:
· Новороссия (создание нового государства на базе 8 Юго-Восточных областей Украины, ввиду очевидного отказа российской власти от идеи повторить «крымский сценарий»);
· социальная справедливость;
· народовластие.
«Оплот» Александра Захарченко. Изначально филиал харьковского «Оплота» Е. Жилина, ставшего знаменитым благодаря силовому противостоянию боевикам «майдана».
Однако донецкий «Оплот» быстро стал самостоятельным и значительно перерос в силовом и политическом смысле родительскую организацию. Эта структура, очевидно, создавалась с прицелом на силовое противостояние. По некоторым данным, 23 февраля 2014 года на митинге, организованном Партией регионов для защиты Донецкой областной администрации от возможного штурма украинскими боевиками, у Александра Захарченко уже была небольшая силовая группа, вооруженная огнестрельным оружием и готовая его применять.
В марте-апреле 2014 года «Оплот» увеличивал свою силовую составляющую, создавая группы, вооруженные огнестрельным оружием.
На этом этапе Русской весны политическая и информационная составляющие «Оплота» не были заметными, хотя будущий глава ДНР был достаточно глубоко встроен в общественно-политические расклады Донбасса. По достоверной информации, у «Оплота» имелись серьезные связи с системными донецкими чиновниками, бизнесменами, милицией и даже криминалитетом. Обладая вооруженным отрядом в несколько десятков человек, «Оплот» в апреле 2014 выступал силой, сдерживавшей попытки различных «мелких атаманчиков» устроить очередную попытку переворота в самопровозглашенной республике.
После прихода к власти в ДНР А. Захарченко, выходцы из «Оплота» заняли многие ключевые посты в политической системе ДНР.
Патриотические силы Донбасса, батальон «Восток». Политическая организация, созданная А. Ходаковским, командиром донецкой «Альфы» СБУ. Длительное время организация выступала с умеренных позиций: федерализация Украины, необходимость удерживаться в русле закона, сотрудничать с «элитой» Донбасса.
А. Ходаковского связывали с местной элитой, в первую очередь с одним из основателей Партии регионов Р. Ахметовым, Однако на каком-то этапе, по мере разрастания боевых действий и усиления влияния России, эта связь, похоже, прервалась.
Организация была достаточно крепкой, структурированной, финансово состоятельной, и двигалась от силовой составляющей к политической. На базе батальона «Восток» был создан 11-й полк Народной милиции ДНР.
Не стоит уменьшать значение различных боевых групп, неформальных и территориальных организаций, не выдвинувших ярких лидеров, влившихся в более крупные структуры или оставшихся на обочине политического процесса. Хочется отдать им должное, но упомянуть их все не представляется возможным, как и оценить реальный вклад в наше общее дело.
Выводы
Общее количество организованного русского актива в начале Русской весны (1 марта 2014 года) вряд ли превышало 2-3 сотни человек. Актив не имел единой программы, организации, взаимодействия, общего понимания целей и задач. К моменту проведения референдума 11 мая 2014 года политически организованными были 1-3 тысяч человек на 4,5-миллионную республику, в полный рост входящую в войну с регулярной армией украинского государства. Этого было категорически недостаточно, но Донбасс смог!
Системные прорусские организации оказались не способны выдвинуть соответствующие моменту и близкие народу цели, вследствие чего потеряли поддержку. Причина в фальшивости, технологическом характере таких организаций и безыдейности их руководства. Ставка России на работу с элитами Украины и системными прорусскими партиями потерпела катастрофическое поражение. Да и не похоже, чтобы ответственные люди в России адекватно представляли себе общественно-политический расклад и настроения жителей Юго-Востока бывшей Украины.
Несистемные прорусские организации тем сильнее отставали от политической повестки, чем более плотно они сотрудничали с официальными политическими структурами России.
Основной силой в Донбассе стали организации, рожденные Русской весной, которая, по сути, является русской национально-освободительной революцией.
Однако организации, рожденные низовой инициативой, растут медленно. Они не склонны доверять друг другу, объединяться. Даже малая организация способна решительно влиять на судьбу государства, если выдвигает близкие народу тезисы. В ситуации борьбы за выживание количество сторонников растет в прогрессии, но не каждая организация способна переварить такой человеческий ресурс.
«Работать над созданием боевой организации и ведением политической агитации обязательно при какой-угодно «серой, мирной» обстановке, в период какого-угодно «упадка революционного духа». Более того, именно при такой обстановке и в такие периоды особенно необходима указанная работа, ибо в моменты взрывов и вспышек поздно уже создавать организацию, она должна быть наготове, чтобы сразу развернуть свою деятельность», – слова легендарного революционера В. Ленина.
Опыт Русской весны важен нам в строго практическом разрезе: в этих событиях прослеживаются параллели.