Механики грузового (коммерческого транспорта) – одни из наиболее востребованных на автосервисе. Это связано с тем, что кадров, которые специализируются на ремонте, техобслуживании легковых авто, больше, а многие операции, связанные с грузовым транспортом, – сложнее, нежели чем при работе с грузовыми авто, как и агрегаты, узлы, системы транспортных средств:
- Подвеска. У грузовых авто на неё всегда серьезные нагрузки. А ведь на подвеске лежит ответственность не просто за проходимость транспортного средства или плавность хода, но и устойчивость, безопасность, и расход топлива (и, если у «легковушки» «вилка» в расходе топлива в зависимости от состояния подвески может быть небольшой, то, когда речь заходит о грузовиках, всё гораздо серьёзное). И даже небольшое отклонение в работе подвески очень заметно. На некоторые транспортные средства, например, на магистральные тягачи ставятся достаточно сложные системы с пневмобаллонами. Они берут на себя нагрузки от неровностей дорожного полотна и сохранения клиренса авто на заданном уровне. Пневмобаллоны монтируются самостоятельно или составляют тандем с амортизаторами. По этой причине многим интересно изучение на курсах пневматики грузовых авто. А ряд тягачей, автобусов и прицепов активно оснащаются электронно-управляемыми подвесками.
- Тормозная система грузовиков также конструктивно сложней нежели у легковых автомобилей. И опять-таки здесь абсолютно не удивительно, что в дело «вмешивается» пневматика. Мастеру важно уметь находить язык со сложным комплексом, состоящим из компрессора, тормозных камер, емкостей со сжатым воздухом, манометров, турбопривода, педалей и т.д. Широко востребованы специалисты, которые понимают как обслужить и отремонтировать электронно-управляемую систему EBS 3. Она активно ставится на современные тягачи DAF, КАМАЗ, Mercedes.
- Коробка передач. В процессе техобслуживания грузовиков автомеханикам приходится сталкиваться и с очень разными коробками передач. Это всевозможные многоступенчатые коробки, в том числе коробки-автоматы с ретардером, а одни из самых сложных – АКПП Powertronic (особенно популярна у современных транспортных средств для городских перевозок и «тяжелогрузов» в строительной сфере). Такие системы способны обеспечить транспортному средству плавное переключение передач без разрыва потока мощности в максимально сложных условиях, включая ситуации когда нужно часто останавливаться и возобновлять движение, при этом график таких переключений в силу специфики работы заранее предугадать невозможно.
На что направлено обучение механиков грузовых автомобилей?
На грузовые автосервисы к автомеханикам обращаются с самыми разными проблемами, но всё-таки существует несколько крупных проблем, которые можно разделить на несколько групп:
- Замена, ремонт двигателя (включая снятие двигателя из отсека и восстановление его первоначальных характеристик) или его отдельных узлов (ремонт блоков цилиндров, ремонт насос-форсунок грузовых автомобилей), работы по замене вкладышей, поршневых колец, сальников, датчиков для отслеживания параметров ДВС.
- Обслуживание коробки передач. Устранение проблем, связанных с износом вилок передач, синхронизатора, валов, муфты. Так коробки передач современного грузового транспорта – сложные многоступенчатые системы, то демонтаж коробки, разборка, дефектовка требует специальных технологических компетенций и знаний, в том числе важно умение работать с гидропрессом.
- Решение вопросов с ходовой и сцеплением. Актуальная для владельцев многих, даже максимально надёжных грузовиков проблема у коммерческого транспорта – перегрев сцепления, “провоцирующий” замену диска, подшипников, корзины (то есть фактически всего узла).
- Регулировка схождения колес. Обязательна не только при плановом обслуживании, но и при замене амортизационных подушек и переустановке тяг. В поле внимания мастеров - непосредственно развал, схождение, а также продольный наклон оси.
- Рихтовка и реставрация.
- Восстановление элементов кабины, рамы.
Первые четыре проблемы – это всегда компетенция именно автомеханика, две последних - либо в компетенции кузовщиков (если выделен отдельный участок) или, если СТО маленькое, то механики должны быть обучены всем этим операциям.
Ищите курсы, электронные программы по ремонту грузовых авто? Обращайтесь к геймифицированному контенту!