Найти в Дзене
Буду искренен

Сокровище в неприметной обертке. Старый добрый "Балто" против шедевров Pixar

Оглавление

Итак, в прошлой статье я жестко обошелся с Pixarовским «шедевром» ("Душа") и затронул тему мультфильмов. Кстати, советую с ней также ознакомиться перед прочтением, дабы иметь полную картину противопоставления двух произведений.

На этот раз хотел поговорить с тобой в том же направлении, но теперь уже дать положительный отзыв о значительно более ранней картине, незаслуженно оставленной в тени на фоне других картин того времени, обладающей гораздо более скромным бюджетом, чем та же самая «Душа» от Pixar (30 млн $ против 150). При всем этом по моему личному мнению мультфильм «Балто» 1995 года выигрывает у «Души» по всем параметрам. Предлагаю разобраться почему.

Мульт был создан американской студией – Amblimation, которая за все время своего короткого существования (6 лет) успела снять и выпустить всего три анимационных фильма, один из которых «Балто». Еще один кстати - «Мы вернулись! История динозавра, 1993», тоже весьма интересный экземпляр. Одним из основателей студии являлся Стивен Спилберг, который был к тому же исполнительным продюсером всех трех фильмов, и под его чутким контролем осуществлялось их производство. Что уже само по себе практически гарантирует качественный продукт на выходе.

«Балто» вышел в один год с «Историей игрушек» (та вышла на месяц ранее) от все той же студии Pixar и по вполне понятным причинам не имел кассового успеха. Мультфильм Pixar безусловно был прорывным в плане технологии анимации того времени и имел при этом интересную историю с крепким сюжетом и яркими персонажами, но, как по мне, проигрывал «Балто» в смысловой составляющей – посыле, который нес сам фильм.

Постер к мультфильму "Балто", 1995. Картинка из интернета
Постер к мультфильму "Балто", 1995. Картинка из интернета

Сюжет

Начинается мультфильм с самого настоящего кино с живыми актерами, где бабушка с внучкой гуляют в центральном парке Нью-Йорка и пытаются найти некий памятник, связанный с воспоминаниями бабушки. В один момент они садятся на скамейку и бабушка, не торопясь, начинает свой рассказ о важных событиях своей жизни. К этому моменту кино как раз плавно переходит в анимацию. Эти события и составляют основной сюжет мультфильма. Действия происходят зимой 1925 года в маленьком городе Ном на Аляске. Единственным надежным средством передвижения в тех районах являются собачьи упряжки. Таким образом собаки ценятся там еще сильнее и имеют к себе особое отношение. Главным героем является пес по кличке Балто – один из обитателей Нома и его окрестностей. Вернее, пес он лишь на половину, а на вторую половину – волк (волчицей является его мать, а отец - псом). По этой причине Балто является изгоем в городе, так как волк – дикий зверь и в сознании людей он представляет угрозу. Другие псы также считают его чужим. Балто изо всех сил пытается быть признанным среди собак и людей, чтобы иметь возможность находиться в составе упряжек и приносить пользу. Ему выпадает такой шанс, когда на город обрушивается эпидемия дифтерии, в которой заболевает девочка Рози. Рози одна из немногих жителей города, которая всегда хорошо относилась к Балто. Поэтому Балто искренне желает помочь ей и другим жителям излечиться от болезни и делает все возможное, чтобы попасть в состав упряжки, которая доставит новую партию лекарства в Ном, где местные запасы уже закончились.

Сюжет является очень простым, четким и понятным. Здесь нет каких-то лишних усложнений для придания некой искусственной возвышенности. Фильм изначально задает конкретную историю и строго следует своей концепции, приводя ее к закономерному итогу. В процессе повествования знакомит с персонажами и постепенно в нужные моменты раскрывает их ключевые качества.

Город Ном, штат Аляска, США. 1899 г. Картинка из интернета
Город Ном, штат Аляска, США. 1899 г. Картинка из интернета

Персонажи. Балто

Добряк. Бесконечно преданный, благородный и умный. Это те самые слова, которыми можно вкратце охарактеризовать Балто. Чистое благонравие в первую очередь лежит в основе сущности этого пса. Ему также абсолютно чуждо тщеславие. Когда он стремился отправиться в составе упряжки за лекарством, лишь искреннее желание помочь девочке вылечиться служило основным стимулом действовать. Ну и еще, возможно, желание показать себя перед Дженной - своей возлюбленной. Желание где-то на подсознательном уровне, как, впрочем, и у любого парня (хоть он и пес, но все-таки наделенный человеческими качествами).

Он особенный. Да, он действительно особенный, но здесь особенность не кажется чем-то надуманным и "взятым с потолка". Его особенность с рождения и на всю жизнь вместе с ним. Здесь особенность персонажа не прилеплена к нему со стороны, а действительно является его важной неотъемлемой частью. Более того тот факт, что Балто на половину волк, играет весомую роль в сюжете. Сначала сущность волка является для Балто чем-то тягостным и только мешает ему вести нормальную и счастливую жизнь среди собак, делая его изгоем. Но в ключевые моменты его особенность раскрывается с иной стороны и тогда уже становится силой.

Борис: «Псу не под силу пройти этот путь… Но, возможно, волк сможет»

Борис (он русский гусь :) - опекун Балто ) как бы намекает, что этот путь под силу пройти именно Балто, благодаря его сущности волка и доставить лекарство в Ном, пройдя большие расстояние в суровых погодных условиях через лес, горы и снег. Ведь сила волка должна проявляться именно в диких условиях, за пределами привычного обитания людей. Там, где необходимы повышенное чутье и выносливость, а также умение ориентироваться в природной среде.

То, с какой стойкостью Балто переносит все трудности просто не может не восхищать. Бесконечная сила духа горит ярким пламенем в его благородной груди и не позволяет гнуться ни на секунду. Он демонстрирует эту силу раз за разом и на деле завоевывает уважение других псов, когда наступает момент вести других собак за собой. Свою силу он никогда не направляет умышленно на нанесение вреда другим, а использует ее только для того, чтобы помогать своим друзьям.

Внешность Балто является несколько убогой (в хорошем смысле). Он дворняга и выглядит соответствующе: неухоженный, лохматый и несколько избитый. Цвет его шерсти – серый. Насколько Балто непримечательный и страшный снаружи, настолько же яркий и красивый он внутри. Именно внутренний дух составляет его красоту.

Кадр из мультфильма - Балто. Картинка из интернета
Кадр из мультфильма - Балто. Картинка из интернета

Стил

Главным антагонистом мультфильма является Стил. Стил – полный антипод Балто. Чистокровный маламут – символ Аляски (что объясняет его высокую физическую силу и выносливость) с ярким черно-белым окрасом и голубыми глазами. Именно он изначально был во главе упряжки, которая должна была доставить лекарство в Ном. Обладатель золотого ошейника – награды лучшей собаке-вожаку в гонках на собачьих упряжках. Хотя многие победы в гонках он одержал благодаря грязным приемам и хитрости. Большинство собак им искренне восхищаются и всячески лебезят перед ним. До определенного момента.

Насколько Стил прекрасен снаружи, настолько же он мерзкий и ужасный внутри. Самовлюбленный, высокомерный, хитрый, лживый и тщеславный. О да, тщеславие в его образе доведено до максимальных значений. Ему абсолютно нет никакого дела до людей, страдающих от дифтерии. Единственной его целью доставить вакцину является обретение славы и вечного признания среди людей и других собак.

Дженна: «Дикси, какой красивый ошейник!»
Дикси (одна из местных собак): «Эта вещица? Да! Как ты думаешь, Стил заметит (ошейник)?»
Дженна: «Стил кроме собственной персоны вообще ничего не замечает»
Кадр из мультфильма - Стил. Картинка из интернета
Кадр из мультфильма - Стил. Картинка из интернета

Дженна

Интерес представляет также возлюбленная Балто – Дженна. Лайка семьи Рози. Смотря на Дженну, возникает один резонный вопрос. Как можно было сделать настолько женственный и красивый образ нарисованной собаки? Нельзя сказать, что она выглядит сексуально, но в ее внешности есть очень ярко выраженные женские черты, которые можно описать одним словом - нежность. Да, они именно очень нежные и аккуратные. Кстати, внешность Дженны авторы рисовали похожей чертами лица на Одри Хепбёрн. Хоть это и кажется немного странным, чтобы морда собаки внешне походила на лицо какого-то человека, но у авторов это действительно получилось осуществить.

Дженна и Одри Хепберн. Картинки из интернета
Дженна и Одри Хепберн. Картинки из интернета

Такими же милыми и нежными выглядят отношения между Балто и Дженной. Яркий пример, как можно отличнейшим образом показать любовную линию без бурных эмоций и страстей, а просто аккуратно и очень душевно. Да и мультик то все-таки детский, так что тут не разбежишься особо, тем более с животными. Но все равно многие моменты выглядят очень мило, особенно момент, где Балто демонстрирует Дженне северное сияние через осколки стекла или когда Дженна пытается согреть Балто своим телом.

 Кадр из мультфильма - Балто и Дженна. Картинка из интернета
Кадр из мультфильма - Балто и Дженна. Картинка из интернета

Остальные

Другие персонажи также интересны и колоритны. За юмор в мультфильме отвечают русский гусь Борис, который хоть и чудоковатый, но зато очень мудрый. А также парочка подростков-полярных медведей – Мак и Лак.

Кадр из мультфильма - гусь Борис. Картинка из интернета
Кадр из мультфильма - гусь Борис. Картинка из интернета

Учитывая сказанное, хочется подвести краткий итог, что все персонажи очень яркие, выразительные и не выглядят вторично. У каждого своя индивидуальная внешность и свои особенности. Каждому из них определена своя конкретная роль в сюжете. И самое важное – они запоминаются. Джо Гарднер из мультфильма «Душа» и рядом не стоял с Балто.

Атмосфера

Атмосферу в фильме во многом задает картинка, которая выглядит очень достойно даже для нынешнего времени. Визуально в мультфильме очень много холодных тонов: синий, белый, черный и их оттенки. Вся эта палитра дает четко понять, что действие происходит на севере и, что здесь лютый холод. Русскому человеку, который знает, что такое зима, легко ощутить и прочувствовать эту атмосферу сполна. Снег и пурга тоже выглядят весьма правдоподобно. Ты как будто мерзнешь вместе с героями мультфильма. Тем контрастнее выглядят сцены с обилием теплых тонов: внутри помещений, у печи. Это знак, что можно погреться. Очень красивым выглядит закат в мультфильме, когда красное солнце с размытыми по небу оранжевыми красками заходит над холодной и суровой Аляской.

На фоне сильной пурги и холода отчетливо ощущается отчаяние и беспомощность жителей перед тяжелой болезней, жизнь которых целиком и полностью зависит от одной единственной упряжки. Особенно поражает сцена, когда зрителю демонстрируют процесс производства гробов, в том числе и детского размера. Несколько жестковато для детского зрителя, не находишь? Хотя эмоционально очень сильно.

Ох, а как здесь подана волчья тема. Это невероятно. Волков в мультфильме показывают очень мало и это играет ему только на руку. Создается ощущение чего-то таинственного, волшебного и сокрытого. Этот скрытый дух леса временами зовет Балто к себе и манит тебя вместе с ним. Есть какое-то легкое манящее желание уйти на этот зов прямиком в лапы дикой природы.

Моя любимая сцена в мультфильме, когда Балто является яркий белоснежный волк (я почему-то всегда думал, что это его мать, хотя явных подтверждений этому нет), и ты даже не до конца осознаешь настоящий он или призрак – плод воображения Балто, его внутренний дух. Волк или волчица не произносит ни слова, кроме одного протяжного волчьего воя. Волк дает понять многое Балто одним своим присутствием и взглядом. Музыка Джеймса Хорнера в той сцене великолепна и пробирает до мурашек. Она так и называется - «Наследие волка (Heritage of the Wolf)» и знаменует собой пробуждение этого наследия в душе Балто. Это. Очень. Круто.

Кстати, ты помнишь музыку из мультфильма «Душа», за которую он получил Оскар? Я нет. Ну было какое-то пианино вроде... Зато мелодию «Heritage of the Wolf» я помню четко, и она до сих пор вызывает у меня сильный отклик в душе.

Очень классной у создателей получилась сцена с медведем. Блин, в детстве он меня жесть, как пугал. Этот момент – настоящий детский хоррор. Звук приглушен, вокруг лес, тихо падает снежок и лишь чье-то зловещее присутствие рядом.

Кадр из мультфильма - медведь, напавший на Балто. Картинка из интернета
Кадр из мультфильма - медведь, напавший на Балто. Картинка из интернета

Важные детали

Помимо основного сюжета в мультфильме также много различного рода деталей, которые незаметны с первого взгляда. В самой первой сцене в парке, когда бабушка берет в руки шапку внучки, она как-то необычно на нее смотрит и кажется, что шапка имеет для нее какое-то особое значение. Затем через несколько минут нам демонстрирует сцену, где Рози, та самая девочка, которая впоследствии заболевает дифтерией, носит похожую шапку. Когда Стил с упряжкой возвращаются с очередной гонки, шапку с головы Рози сдувает ветром прямо на путь следования упряжки. Балто в последний момент подбирает шапку и отдает ее Рози. Как становится ясно в конце фильма – бабушка и есть та самая Рози, которая болела дифтерией и которую спас Балто. Тогда тот взгляд на шапку становится понятен.

Интересна также сцена, где Балто демонстрирует сцену с северным сиянием через осколки бутылки в подполье дома.

Балто: «Это лучшее место в мире. Все дворняги мечтают попасть сюда»
Дженна: «Сюда? Не понимаю, почему…?»
Балто: «А ты не смотри на грязь и паутину. Видишь? Это полярный лед (указывая на осколки)»
Дженна: «Балто, это битые бутылки и здесь нет совсем ничего прекрасного»
Балто: «Солнце (подводя осколки на свет). На севере»
(загорается свет, подобный северному сиянию)

И на первый взгляд кажется, что это просто красивая и романтичная сцена, но на самом деле она имеет важную идейную составляющую. Ведь эти осколки бутылки, кажущиеся на первый взгляд обычным мусором, на деле таят в себе настоящее сокровище. Нужно лишь пролить на них свет, и они покажут его. Прекрасное внутри. Как и с Балто. Он – это осколки, а северное сияние – сокровище внутри него.

Затем Дженна повторяет эти же самые действия, чтобы выяснить жив ли Балто в своем путешествии. Она так же выставляет эти осколки на свет и сияние загорается. Сияние является символом внутренней энергии Балто и дает таким образом Дженне понять, что тот жив.

Кадр из мультфильма - Дженна создает северное сияние при помощи осколков стекла. Картинка из интернета
Кадр из мультфильма - Дженна создает северное сияние при помощи осколков стекла. Картинка из интернета

Платок Дженны, который та передает Балто в момент их разлуки, затем буквально спасает Балто от возможной гибели. Он развязывается в момент схватки со Стилом, когда тот хватает его зубами и таким образом позволяет Стилу упасть с обрыва, не утащив за собой Балто. Радует, что "Чеховское ружье" в мультфильме действительно стреляет.

Концовка

В конце фильма бабушка и внучка наконец находят тот самый памятник. На памятнике изображен сам Балто. А бабушка и есть та самая девочка Рози, заболевшая дифтерией и которую спас Балто вместе с большим число других жителей города. Также зрителю дают понять, что история, показанная в фильме, основана на реальных событиях. Справедливости ради следует немного сказать и об этих самых реальных событиях.

Реальная история

На самом деле от реальной истории – история, показанная в мультфильме, имеет разве что сам факт того, что нечто подобное было. Само содержание сильно отличается от реальных событий. События в мультфильме в реальности получили название Великая гонка милосердия и произошли также зимой 1925 года. В маленьком городе Ном на Аляске тогда действительно случилась эпидемия дифтерии, в результате чего лекарство в больницах, имевшееся на тот момент, довольно быстро закончилось. Необходимо было срочно доставить новую партию из Анкориджа, но привычный транспорт (поезд, самолет, корабль) в то время не способен был доставить лекарство прямиком до Нома. Тогда в дело как раз вступили собачьи упряжки, которые были единственным эффективным и доступным средством передвижения в тех районах. Балто был одной из ездовых собак, принимавших участие в той гонке. В мультфильме показана одна единственная упряжка, которая проделала весь путь, а это в реальности больше 800 км (по прямой от Нома до Нинаны, без учета обратного пути). Конечно, никакая собака не способна преодолеть такое расстояние в одиночку (даже в составе упряжки), тем более постоянно находясь на пределе своих возможностей и в суровых условиях зимы. И поэтому в реальности упряжка была далеко не одна, а собак было больше сотни. Выходившие из строя упряжки передавали эстафету другим – тем, кто был еще на ходу. Наибольшую же часть пути преодолела упряжка во главе с сибирской хаски по кличке Того и ее погонщиком – Леонардом Сеппалой. Упряжка во главе с самим Балто пробежала лишь оставшуюся часть пути и завершила эстафету. В итоге почти вся слава досталась Балто, памятник которому и стоит в Нью-Йорке, а также наезднику его упряжки – Гуннару Каасену. А Того и Сеппала незаслуженно остались в тени. Образ Балто в мультфильме объединяет скорее сразу двух собак – Балто и Того, просто назван лишь по имени первого. К тому же в реальности Балто был обычной собакой породы хаски, а не полуволком-полусобакой. Никаких Стила, Дженны и опекуна-гуся само собой тоже не было. Очевидно, что придумано это было в целях придания истории вида художественного произведения, как, впрочем, и во всех остальных произведениях, основанных на реальных событиях.

Леонард Сеппала и Того. Картинка из интернета
Леонард Сеппала и Того. Картинка из интернета

Итог

Тем не менее расхождения с реальными событиями не мешают самой истории в мультфильме выглядеть целостно и правильно с точки зрения морали, а в каких-то моментах даже помогают донести основной посыл. Но я хочу, чтобы мы с тобой просто знали и помнили, что славы заслужил не только Балто, но и Того. И множество других собак, участвовавших в той гонке. Самых высоких похвал достойны также и люди – погонщики на упряжек и все остальные, кто всяческим образом помогал справиться с болезнью и спасти множество жизней.

Мультфильм восхваляет самые высокие качества души – благонравие, преданность и бескорыстное желание приносить пользу другим. В качестве же инструментов следует использовать свои ум, силу и выносливость.

Какими бы мы ни были снаружи, какого бы ни было наше происхождение, под Юпитером мы родились или под Луной, гораздо больший вес имеет то, что у нас внутри. Никогда нельзя судить человека (да кого угодно) по его внешности, так как под внешностью может скрываться самое настоящее сокровище. И в некоторых случаях это сокровище может быть настолько богатым, что оно становится способным на свершение великих поступков. А что может быть более великим, чем спасать и защищать жизни? Спасать не ради получения какой-то славы и признания или для того, чтобы удовлетворить свое собственное эго, а спасать просто потому, что искренне желаешь помочь. Дать возможность кому-то просто продолжать жить. Продолжать чувствовать прикосновение любимых людей, радоваться теплым лучам солнца, съесть еще много-много пиццы и иными способами продолжать чувствовать себя счастливыми. И тогда самой ценной наградой для спасителя будет то самое – искреннее «Спасибо», которое и произнесла Рози в конце мультфильма «Балто».

Настоящая слава приходит всегда тем, кто этой славы никогда не желает. Самое же страшное и презренное – иметь такую славу, которая будет вечным отражением твоего внутреннего уродства.

Вот так, достаточно простой и понятный смысл может дать сильный отклик в душе. Если, конечно, подать его в проработанной до мелочей истории. Если сам автор верит в свою историю, если он создает ее не в попытке угодить кинокритикам, а в попытке сделать из нее свое собственное целостное творение. В таком случае история вряд ли получится плохой. А следовательно и зритель в нее поверит.

Как всегда, жажду твоих честных лайков, поставленных из самых искренних побуждений, ну и конечно жду тебя в комментариях, чтобы обсудить с тобой написанное :)

Somewhere in you
There’s a power with no name
It can rise to meet the moment
And burn like a flame
Перевод:
Где-то внутри тебя
Есть сила, которой нет имени.
Она покажется в нужный момент
И загорится подобно пламени…
Строчки из песни Стива Уинвуда (Reach for the Light), звучащей в титрах

 Памятник Балто в Нью-Йорке. Картинка из интернета
Памятник Балто в Нью-Йорке. Картинка из интернета