К детскому творчеству отношение было самое разное. Его не воспринимали всерьез или возводили в ранг высокого искусства в рамках коммерческих проектов. Спор о детском творчестве, о важности занятий искусством ведутся постоянно, и это не случайно.
В 80 годы прошлого века в СССР были приняты радикальные меры по улучшению преподавания рисования в школе, открылись многочисленные детские художественные школы, студии, кружки. Началось массовое проведение конкурсов, выставок, издавались альбомы детского рисунка. Открывались первые картинные галерее и музеи детского рисунка. Начал издаваться журнал «Юный художник».
Я тогда молодой учитель рисования в средней школе №166 города Куйбышева начала работать по новым, улучшенным программам по изобразительному искусству. Тогда пытались изжить пренебрежительное отношение к детскому изобразительному творчеству, к детскому рисунку, понимая как необходимо эстетическое воспитание.
Часть администраций школ, родителей, а значит и детей считали рисование предметом необязательным, второстепенным. Уроки рисования часто вели неспециалисты, а кто угодно: физкультурники, математики, музыканты. Вернее они его не вели, а просто сидели, пока дети рисовали что попало. Часто рисование как предмета вообще не существовало: за счет его проводили уборки, классные часы, экскурсии.
Все это сказывалось на отношении к детским рисункам. Даже лучшие из них, которые заняли места на выставках, безжалостно выбрасывались, сдавались на макулатуры. Ну а если рисунки не сохраняются, они и не изучаются. Если не берегутся, значит не важно, их рисовать. Огромный минус в воспитание детей.
В 80 годы была масштабная попытка все это изменить. Сделать уроки рисования в школе полноценным предметом, где дети получали первоначальные навыки изобразительного искусства, учились образно мыслить, творчески перерабатывать свой жизненный опыт.
Мы рисовали на больших форматах даже в пределах школы, использовали разные материалы: акварель, гуашь, восковые мелки, черные ручки.
Учили законы перспективы, композиции, построения объемов, цветоведение. Знакомились с историей искусства, с народным творчеством. Результаты были ошеломительные. Рисунки детей удивляли. Обычные дети раскрывались с творческой стороны.
Дети, которые учились по новым программам с 1 по 7 класс, подходили к уровню художественной школы. Воспитательное же влияние «Изобразительного искусства», так тогда назывался предмет, трудно было переоценить.
Жаль, что уже в 90 годах все это было свернуто, урезано, отброшено назад. Теперь в школах опять рисование занимает самое последнее место среди предметов.
Это противоречит требованию времени, где навык творчества, образное и креативное мышление, хороший вкус и чувство стиля востребовано как никогда.
Теперь изъяны школьного обучения компенсируются платными индивидуальными занятиями. Родители начинают понимать о необходимости развивать ребенка эстетически и нанимают репетиторов, ведь не все готовы долго учиться в художественных школах. Занятия же с репетиторами часто носят нестабильный характер, и зависят от возможностей родителей и «хотелок» ребенка.
Все художники, творческие люди родом из детства. Там в далеком прошлом нашелся тот, кто смог поддержать ребенка, серьезно отнестись к его детскому творчеству.
Тогда юный художник усвоил, что творчество - это важный и ценный момент жизни. Что его рисунок, который он очень старался нарисовать, представляет ценность и важен окружающим его людям.
Казалось бы, мелочь: детский незатейливый рисунок, но он как лакмусовая бумажка проявляет отношение к самому ребенку, к человеку.
Давайте уважать творчество любого автора, даже маленького. Хранить его рисунки, чтобы став взрослым он смог посмотреть на них и оттаять душой.
Давайте привлекать для воспитания детей весь огромный пласт народной, российской культуры, лучшие произведения изобразительного искусства.
Тогда может быть наше общество станет добрее, и в подрастающем поколении не появятся люди, без души и сердца. Это очень актуально для нашего мира.
Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все вопросы и комментарии.