«Начитавшись убийственных романов, насмотревшись театральной жизни, я начал несколько преждевременно мечтать и бредить о любви» - пишет великий русский певец в своих мемуарах.
Будучи ещё мальчиком, Фёдор вместе с друзьями был влюблён в гимназистку Олю Борисенко, красавицу, которая «ходила уточкой и смотрела на весь мир безучастными глазами».
Равнодушно относилась она и к влюблённым в неё мальчишкам, которые за счастье считали возможность хоть бы минутку с ней поговорить. Фёдору Шаляпину таких минуток доставалось меньше всех, поскольку он был самым младшим.
Особенно влюблённые мальчики ждали Пасху, которая давала возможность христосоваться (троекратно целоваться, поздравляя с праздником) с Олей.
В мемуарах Шаляпин описывает, как мальчишки за три копейки купили маленький пузырёк духов и выбежали на паперть, там намазали себе духами зубы, кончик языка и губы. Жгло сильно, но какой был аромат! И вот, когда вышла Оля Борисенко, надушенные мальчишки, восклицающие «Христос воскресе!», по очереди подходили к ней «… и осторожно чмокали даму наших сердец. Она пребывала равнодушной».
Мальчишки дружили с одним гимназистом, который угощал их пивом и, по словам самого Шаляпина, был «хороший парнишка». Но однажды детская любовь довела Шаляпина до дуэли с этим самым гимназистом.
«Дуэль произошла не потому, что она была неизбежна, а потому, что мы были предрасположены к этому делу, начитавшись Дюма и Понсон и Террайля».
Однажды гимназист позволил себе отнестись к Оле недостаточно уважительно. Что конкретно произошло, Шаляпин не уточняет, но замечает, что ничего особенного гимназист не сделал, «…но когда любишь, то неизбежно ревнуешь».
Шаляпин сказал гимназисту немедленно убираться ко всем чертям, за что тот хотел избить Фёдора. Но товарищи вступились, заявив, что любой из них готов с ним драться, если гимназист хочет получить «сатисфакцию». «Он горячо согласился, что дуэль необходима».
Поскольку юный Фёдор весьма эффектно орудовал палкой, делая вид, что это шпага, дуэлянтом выбрали именно его. Один из мальчиков, Женя Бирилов, принёс из дома рапиры, которые до своего звёздного часа висели на стене как украшение. Ребята отнесли оружие к слесарю, чтобы он заточил его, так как концы рапир показались мальчикам недостаточно острыми.
Дуэль состоялась в Осокинской роще. Секундантами обеих сторон были друзья Фёдора, но они держались по-настоящему беспристрастно. «Вообще всё было – как в самом хорошем романе».
Перед началом поединка один из секундантов попросил Фёдора и гимназиста не очень стараться, а другой вторил ему, сказав: «Глядите, до смерти убивать не надо!». Драться условились до первой крови.
Дуэль продлилась не дольше минуты. Пару раз мальчики ударили рапирами одна о другую, а затем просто воткнули кто куда: рапира Шаляпина вонзилась гимназисту в плечо, и тот выпустил из раненой руки свою рапиру, которая осталась висеть, торча остриём из лба Фёдора.
Посчитав дуэль законченной, секунданты принялись перевязывать раны, «причём один из них для этой цели великодушно оторвал штрипки от своих подштанников».
Противники, пожав друг другу руки, тотчас же отправились в чей-то сад воровать яблоки. А вечером, когда гордый собой Фёдор Шаляпин вернулся домой, он был жестоко выпорот.
«Это было ужасно! Пришёл человек с благороднейшими чувствами в груди, а с него снимают штаны и бьют по голому телу какими-то шершавыми верёвками. Невыносимо обидно!»
Вполне возможно, что Оле Борисенко о дуэли рассказали, но, в любом случае, её отношение к Фёдору от этого никак не поменялось.
Источник: «Я был отчаянно провинциален», Фёдор Иванович Шаляпин