Чудовищная трагедия в Казани, где 19-летний местный житель устроил страшную бойню в гимназии № 175, рискует повториться. Такое мнение высказал кризисный психолог Павел Пономарев. По его мнению, предполагаемый убийца в Татарстане имел множество психологических, а возможно, и психических проблем, однако на него никто не обращал внимания. Вполне возможно, что при помощи столь шокирующего преступления юноша хотел заявить о себе, полагает специалист. Пономарев со ссылкой на проведенные исследования утверждает: каждый пятый подросток в возрасте от 13 до 17 лет на сегодняшний день находится в эмоционально нестабильном состоянии. Это означает, что никто не может дать гарантии того, что завтра очередной стрелок не войдет в школу с дробовиком наперевес. О том, чему должна научить казанская трагедия – в авторской колонке Пономарева для Infocus.press.
Трагедия в казанской гимназии № 175 на улице Джаудата Файзи, в ходе которой погибли люди, заставляет нас задуматься о ее причинах. Проблема изучения условий, формирующих возможность подобных трагедий, приобретает в современном обществе особую актуальность и значимость, особенно в крупных городах России. Согласно последним исследованиям, в группу риска по эмоциональному неблагополучию попадает 20 процентов подростков от 13 до 17 лет.
Среди причин колумбайнов (вооруженных нападений на школы) — безразличие со стороны родителей и друзей в отношении психического статуса нападавших, трудности в учебе (воспринимаемые подростком как неразрешимые), психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию и деструктивные интимно-личностные отношения. Как правило, нападающие подростки психически нестабильны, тяжело переживали неудачи в личных отношениях.
Трагедия в казанской гимназии шокировала россиян
Данная трагедия еще раз показывает несовершенство психологической и психиатрической помощи населения в России. Особенно в республиках, где распространена мусульманская религия. Здесь клановые семейные отношения будут препятствием к лечению психически больного ребенка. И при этом владение оружием будет одобряться и всячески поддерживаться.
Такие нападения проходят на фоне отчаяния, депрессивных переживаний и других негативных состояний, которые часто игнорируются со стороны окружающих близких людей. Дети с отягощенной наследственностью или обделенные эмоциональными связями не способны к развитию функций саморегуляции, которые во взрослом возрасте необходимы для автономного выживания.
Возможно, 19-летний Ильназ Галявиев, закончивший несколько лет назад эту школу, совершил попытку расширенного суицида. В этой ситуации внутренняя боль подталкивала к суициду, но при этом было желание включить в него большое количество случайных людей. В любом случае – никто не видел внутреннего страдания юноши. Произошедшее – это, по сути, вопль отчаяния всех психически больных детей, не получающих адекватной помощи в России.
К сожалению, такая трагедия рискует повториться
В качестве важной тенденции, вытекающей из множества случаев нападений на школы, выделим социальные сети как информационные площадки, организующие противоправные действия подростков. Речь идет о вовлечении в деструктивные организации, поддержке антисоциальных настроений и действий через интернет, здесь же — ранняя алкоголизация и наркомания, низкая адаптация к жизни в школе и после.
Поэтому для решения проблемы нападений на школы в нашей стране, необходимо обеспечить психологов, психиатров и социальных работников материально-технической базой, новыми методами научного познания. Важно отметить, что неконтролируемая подача информация через СМИ о случаях нападения может создавать условия для подобных актов.
По последним данным, число жертв стрельбы в казанской школе выросло до девяти. По словам президента республики Рустама Минниханова, погибли семь учеников восьмого класса: четверо мальчиков и три девочки, а также учительница и еще одна работница школы.
В числе убитых — учительницы — 26-летняя преподавательница английского языка Эльвира Игнатьева и 55-летняя классная руководительница четвертого класса Венера Айзатова.
В настоящее время в детской клинической больнице находятся 18 пострадавших школьников с огнестрельными ранениями, переломами и ушибами. Двое взрослых доставлены в 7-ю больницу, один — в Республиканскую клиническую больницу. По словам Минниханова, при необходимости доставят в Москву для лечения в федеральных медицинских центрах.
Михаил Белый
Читайте больше материалов на нашем сайте