Как справлялись с навалившимися проблемами в трудные времена
При любом исходе парламентских выборов 20 июня нас впереди ждут тяжелые времена. Но подобные и даже еще более серьезные экономические испытания армянский народ уже проходил в 1990-х годах. Навалившиеся на независимую Армению многочисленные проблемы начали продуманно и комплексно решаться начиная где-то с 1997 года. Именно тогда премьер-министр страны Роберт Кочарян заявил, что "для решения любых проблем необходимы четкая концепция и прагматический подход". Сегодня разговор о тех уроках, о том, как преодолевались проблемы экстремального для государства периода.
ТОЛЬКО ВДУМАЙТЕСЬ: ИМЕННО В 1997 ГОДУ ВПЕРВЫЕс момента обретения республикой независимости пенсии в столице начали выплачиваться без задержек, в областях же опоздание было сведено максимум к месяцу, то есть целых 5-6 лет государство было не в состоянии даже своевременно обеспечивать своих стариков скромной пенсией. Заметим, что на посту министра социального обеспечения тогда находилась многоопытная Грануш Акопян. Премьер Кочарян при этом всерьез взялся за нарушения закона и злоупотребления в системе пенсионного обеспечения республики, потребовав проявить в этом деле принципиальность и сделать все возможное, чтобы покончить с атмосферой безнаказанности.
После страшных лет мрака и холода в Армении начинают интенсивно развивать энергетические мощности. В начале 1998 года в нашу страну после долгого перерыва начал поступать российский газ, чему предшествовали создание совместной армяно-российской компании "АрмРосгазпром" и огромная работа по профилактике и ремонту газопроводной системы республики, ее капитальной проверки на прочность. В свою очередь с получением столь необходимого нам газа у Армении появились дополнительные возможности для производства электроэнергии на не загруженных пока мощностях тепловых электростанций республики. Одновременно стала вырисовываться перспектива создания объединенной энергосистемы России, Армении, Грузии и Ирана с перетоками энергии в самых различных направлениях. Реализацию проекта значительно облегчал факт сооружения ЛЭП Иран - Армения.
Понятно, что перво-наперво необходимо было стабилизировать тяжелую ситуацию в сельском хозяйстве страны, для чего Минсельхоз в 1997 году подготовил 3 программы, в которых были указаны стоящие перед отраслью задачи, проведен их анализ и предлагались пути их решения. Реформы касались ирригационной сети, виноградарства и т.д. Что касается последнего, то перерабатывающая промышленность полностью погасила прошлогодние долги фермерам, что стало толчком к созданию благоприятных условий для возделывания винограда. Закупочная цена на виноград возросла на 20-25%.
Что же касается ирригационной системы, то ее долги перед энергетиками были заморожены, тарифы на нее, в отличие от общего роста, повышены не были, а внутренняя оросительная сеть в результате структурных преобразований передана в ведение местных властей. В этой связи было возобновлено строительство Воротанского каскада, прерванного в 1990 году.
БУДУЧИ В ТО ВРЕМЯ МИНИСТРОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, Владимир Мовсисян указывал на отсутствие на селе инфраструктуры как главного препятствия для реформ. Соответственно было принято решение о восстановлении 20 семеноводческих и 8 питомнических хозяйств под патронатом государства. А пока в Армению начался завоз семенных материалов, которые выдавались сельчанам в виде семенного кредита, рассчитанного до урожая будущего года. Из Грузии завозились минеральные удобрения. И впервые сельчанам начали оказываться консультативные, информационные и контрольные услуги. Впервые началось обсуждение внедрения в сельское хозяйство страховой системы на добровольной основе.
Тем временем Роберт Кочарян продолжал знакомиться с деятельностью частного сектора республики, посетив вместе с министром промышленности и торговли Армении Гарником Нанагуляном совместное армяно-канадское предприятие "Гранд Тобако", которое успешно восстанавливало былую славу армянского табака. Выпускаемые этим предприятием сигареты по своим качественным показателям и высокохудожественной упаковке не только имели серьезную конкурентоспособность, но и в чем-то даже превосходили многие иностранные табачные бренды. Тогдашний руководитель предприятия Грант Варданян поделился с премьером своими планами расширить ассортимент выпускаемой продукции, организовать ее экспорт, а также развивать производство на основе местного сырья. В дальнейшем все эти планы были успешно реализованы.
Премьер Кочарян с самого начала своей деятельности в Армении придавал большое значение местным производствам, способным заменить импорт. Он неоднократно подчеркивал необходимость вернуть рынок напитков и табачных изделий национальным производителям, вновь обратить потребителя к товарам армянского производства, что принесет экономике страны стабильный и немалый доход. Как видно, этот тезис не потерял и даже приобрел еще большую злободневность в наши дни…
В период испытаний огромное значение имеют кадры, которые должны быть адекватны ситуации, хорошо владеть предметом своей деятельности, иметь накопленный опыт. И некоторые из перечисленных в статье членов кабинета Р.Кочаряна и сам премьер полностью соответствовали своему назначению. Думаю, в их профессионализме никто не сомневается - отсюда и успешное реформирование различных областей экономики Армении. Если перефразировать известную народную мудрость, "одним премьером весна не приходит". Соответственно в период тяжелейших вызовов и испытаний на руководящие посты в государстве выдвигаются, так сказать, "люди с биографией", опытом и управленческими навыками - те, кто способен видеть общую картину, целеполагать и очерчивать четкую последовательность шагов по преодолению тех или иных проблем.
Ашот АРАМЯН
https://golosarmenii.am/article/117468/besprecedenty-donikolovskoj-epoxi