Всем доброго времени суток! С Вами, как обычно, Автопознайка. Приближается самое теплое время года, а это - пора отпусков. Многие из нас отправляются на моря-океаны на личном транспорте. Если Ваш железный конь сломается в другом городе, или, ни дай Бог, на трассе - это испортит позитивные впечатления от отдыха. Поэтому давайте разберем одну из частых причин, с которой сталкиваются автовладельцы летом - это перегрев двигателя.
Рассматривать будем самые частые причины перегрева, симптомы, которые предупредят нас о возможном перегреве, и советы, как избежать того или иного неприятного случая.
1. Неисправный термостат
Термостат - это устройство системы охлаждения, позволяющее быстро прогреть двигатель и регулирующий температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения. В автомобиле существует два контура охлаждения, по которым циркулирует охлаждающая жидкость - большой и малый. Когда Вы заводите авто "на холодную", термостат находится в "закрытом" положении и Ваша охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу. Это позволяет быстро прогреть автомобиль, и когда температура приблизится к температуре "открытия" термостата - он посредством теплового расширения внутреннего компонента "открывает" большой контур охлаждения, и охлаждающая жидкость, циркулируя по большому кругу, быстрее отводит тепло от двигателя.
Но бывает так, что термостат заклинивает на малом круге. В этом случае он не открывает большой контур охлаждения, и тепло, выделяемое двигателем, не отводится. Это приводит к росту температуры и перегреву.
Поэтому совет - поглядывайте, особенно в пробках и с включенным кондиционером на стрелку температуры ОЖ. Если Вы заметили, что стрелка температуры начала ползти вверх - отключите кондиционер, т.к. он дополнительно нагревает наш двигатель, а лучше остановитесь, дайте машине остыть и направляйтесь в сервис, где Вам помогут с диагностикой неисправности термостата.
2. Неисправная помпа двигателя
Вторая причина, которая может вызвать перегрев - неисправная помпа. Этот элемент охлаждающей системы прокачивает по контуру охлаждающую жидкость. Если вместо качественного антифриза или тосола заливать какую - нибудь "бодягу", то помпу может вообще "разъесть", как на фото, либо, как вариант, она вклинивает. Соответственно, охлаждающая жидкость не циркулирует по контурам, а стоит на месте, не отводя тепло, и Вы закипаете.
Опять таки, следите за уровнем температуры двигателя и качеством охлаждающей жидкости, которую вы заливаете.
3. Неисправные вентиляторы охлаждения радиаторов
Для полноценного отвода тепла перед радиаторами (основным и кондиционера) располагаются вентиляторы охлаждения. В пробках, когда поток воздуха не обдувает радиаторы естественным путем, включается принудительный обдув радиаторов. Если вентилятор по тем или иным причинам не работает (например, вышел из строя моторчик или перегорел предохранитель), то в пробке вы непременно заметите рост температуры ОЖ.
Диагностировать неработающий вентилятор довольно легко - достаточно поднять крышку капота, и посмотреть включается ли вентилятор при росте температуры или при включении кондиционера.
4. Грязные радиаторы
В процессе эксплуатации соты радиаторов забиваются пылью, грязью, насекомыми и прочим мусором. В следствии этого, радиатор утрачивает свою функцию полноценного отвода тепла, о чем Вам постепенно в зависимости от степени загрязнения радиаторов, будет говорить стрелка температуры ОЖ.
Постарайтесь хотя бы раз в полтора - два года промывать радиаторы. Лучше всего это делать с демонтажем переднего бампера для полноценной промывки.
Помимо этого, для исключения попадания насекомых и крупного мусора устанавливают специальные металлические сетки, которые не дают попасть мусору в радиатор.
5. Некачественная охлаждающая жидкость
Если Вы купили некачественный антифриз или тосол, либо из за незнания, что у вас залито, смешали одно с другим - результат таких деяний не заставит себя долго ждать. Как описывалось выше, агрессивная жидкость может разъесть помпу, а так же забить каналы охлаждения и образовать отложения, мешающие нормальной циркуляции ОЖ.
Покупайте только проверенные и качественные охлаждающие жидкости, которые по спецификации соответствуют Вашему авто. Менять ОЖ следует не реже одного раза в 50-70 тысяч пробега, желательно с промывкой системы дистиллированной водой.
6. Утечка охлаждающей жидкости
Необходимо следить и за тем, что бы не было течи ОЖ. Первый сигнал, который нам даст знать об этом - снижающийся уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, пятна под автомобилем после продолжительной стоянки, характерный сладковатый запах под капотом.
Следите за уровнем ОЖ и при необходимости принимать меры по устранению течи на СТО.
7. Неисправность крышки расширительного бачка
Еще одна причина перегрева - неисправная крышка расширительного бачка. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, в крышке есть клапан, "стравливающий" избыточное давление в системе охлаждения. Если этот клапан будет неисправен - он либо не будет держать давление, которое должен, либо наоборот, не будет выпускать излишки - антифриз закипит или может вообще разорвать бачок от избыточного давления.
8. Низкий уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
В расширительном бачке существуют границы, в пределах которых необходимо удерживать уровень охлаждающей жидкости. Уровень этот не постоянный и зависит от температуры ОЖ. Если допустить уровень ниже минимума, то в систему может не поступать достаточное количество антифриза, и охлаждение двигателя может быть нарушено. Причин уменьшения уровня ОЖ может быть довольно много, в том числе и естественная: антифриз, например, из за того, что состоит на водной основе - выкипает со временем сам по себе (через крышку расширительного бачка испаряется водяная смесь), и его уровень падает. Поэтому погладывайте на уровень ОЖ раз в неделю - две, это не составляет больших трудностей.
9. Завоздушивание системы
Система охлаждения должна быть герметична.
Контакт с окружающей средой допустим только при спуске давления через крышку расширительного бачка. Это необходимо для поддержания необходимого давления в системе, поскольку антифриз закипает не только при определенной температуре, но и давлении. Если система будет "подсасывать" воздух, давление будет падать и антифриз начнет кипеть.
Завоздушивание системы проверяют и устраняют так же на станции СТО. Характерный признак того, что система не герметична - кипящий антифриз при нормальной температуре ОЖ.
10. Неисправная электроника
Наконец, последняя причина, почему Вы закипели - неисправная электроника. Например, может показывать неправильные показания датчик температуры ОЖ, тем самым не давая нужного сигнала на включение принудительного обдува радиаторов. Также, сами "мозги" автомобиля, управляющие всеми системами могут не посылать сигнал на включение вентиляторов охлаждения и т.д.
Данные проблемы так же довольно легко диагностируют на СТО. Главное - следите за желтым знаком Check Engine, и при его появлении направляйтесь сервис. Возможно, он и сигнализирует о неисправном датчике температуры.
Надеюсь, статья оказалась полезной. Подписывайтесь, ставьте лайки и пишите свое мнение в комментариях, впереди много интересного. Спасибо за внимание и удачи на дорогах!