В архиве Ивана Ильича Никульчева из села Хрущевка немало наград. Самые важные – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной вой-не 1941-1945 гг.» и орден Трудового Красного Знамени.
Сегодня он живет в большом и просторном доме, который построил на одном участке с родовым гнездом, где была только печка, а водоснабжение, газовое отопление, сан-узел и ванна были из мира фантастики. 9 Мая для него самый праздничный день в году, ведь к Победе над фашистами миллионы людей шли четыре долгих года, неся потери, страдая от лишений и горя.
Детство прошло мимо
Перешагнув два года назад 90-летний рубеж со дня рождения, Иван Ильич в шутку говорит, что живет долго, потому что в детстве ел все несоленое. Это сейчас, в эпоху продуктового изобилия, соль называют «белой смертью» и призывают употреблять ее как можно меньше, а в годы Великой Отечественной вой-ны о такой маленькой «роскоши» как соль мечтали не только в тылу, но и на фронте. Особенно невкусные без соли картошка, похлебки и крупы, сваренные на воде. А ведь именно ими, в основном, питались люди в военные годы. Поэтому соль и в городах, и в селах была едва ли не самым ходовым товаром.
Иван Ильич, едва сдерживает слезы, рассказывая о дне, когда приехал отец и привез внушительный мешочек с драгоценной белой приправой. И вспоминает про блюда военной поры, с точки зрения современников неприемлемые для еды. Сегодня никому в голову не придет поджаривать кусочки мерзлой картошки на… солидоле.
– На лугу за селом Троицкое собирали съедобные травы – лук-скороду и купыри, – рассказывает Иван Ильич. – Чай заваривали из веточек малины, смородины, вишни и сушили их на зиму. Счастье было, когда на полях удавалось собрать колоски. Мама толкла зернышки пшеницы, проса и ржи в ступке, стараясь не потерять ни одной крошки, и варила какую-нибудь болтушку. Конечно, это было сытнее, чем трава. Даже сейчас я не могу выбросить ни крошки хлеба. Так в селе жило абсолютное большинство детей. У нас не было детства.
Жизнь ради жизни
Иван Ильич отчетливо помнит первый день войны. Теплый воскресный день. И вдруг… все померкло и стихло, царили паника и хаос.
Конечно, никто и представить не мог те трудности, которые принесет война. Кто-то из мужчин ушел на фронт, кого-то отправили в тыл – работать на заводах, выпускающих военную технику и боеприпасы. Ощущения войны не было, оно появилось позже, когда на дороге от Липецка до Боринского пошли колонны солдат.
Обстановка с каждым днем становилась более военизированной. В небе все чаще слышались звуки пролетающих самолетов.
Дети быстро повзрослели, забыли про игры. Как и все несовершеннолетние, Иван помогал и на сенокосе, и на уборке, и на посевной. Каждый день по репродуктору слушали сводку Совинформбюро. Со временем сельскую тишину стали нарушать истошные женские крики. Никто не спрашивал в чем дело, потому что знали – пришла похоронка.
С нетерпением ждали фронтовые письма и в семье Никульчевых. Старший сын Григорий был призван в армию еще до начала войны. Окончил сержантскую школу, воевал на Воронежском фронте артиллеристом. Домой вернулся с боевыми наградами – орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Отца отправили работать на военный завод в Чапаевск под Самару. Мать одна осталась с четырьмя детьми. Старшей дочери было пятнадцать, Ивану – на три года меньше. Третьему сыну Саше – 8 лет, а младшей дочери всего три года.
Жили все вместе в небольшом домике. О запасах продуктов при таком числе едоков и речи быть не могло. Правда, многодетной матери в сельсовете выдавали по 200 граммов муки на каждого ребенка в день.
– Для меня мама – настоящая героиня, – говорит Иван Ильич. – В тяжелых условиях она никогда не думала о себе, стараясь сохранить детей. Я и старшая сестра были помощниками в огороде и в доме. Грядки полоть, поливать (воду носили из колодца ведрами), накормить коз и кур – было нашей обязанностью. А чтобы не замерзнуть зимой, на полях собирали сухие стебли подсолнечника, складывали штабелями под навес. На самодельной тележке привозили из лесополос валежник и бурелом. Об угле для отопления и речи не было.
Трудно жили, но люди были добрее, внимательнее. Старались помогать друг другу. Заборов не было. Можно было зайти в любой двор. Сельская молодёжь собиралась вечерами у какого-нибудь дома. Слушали гармошку, вели беседы, играли в карты.
Трудностям наперекор
В 1943-м Иван Никульчев поступил в школу ФЗО учиться на столяра, где питанием и одеждой обеспечивали за счет государства. Ему удавалось привозить домой кое-что из еды. Подкармливал он родных и позже, во время учебы в ремесленном училище.
Окончив в 1946 году учебу, начал трудовую деятельность на тракторном заводе модельщиком по дереву. Жизнь постепенно налаживалась.
В 1950 году был призван в армию. И по воле судьбы служил в артиллерийских войсках, дислоцировавшихся в Германии, рядом с теми местами, где воевал старший брат. Демобилизовавшись, вернулся на родной завод. В 1971 году перешел на завод «Центролит», а через 10 лет – на станкостроительный. Его общий трудовой стаж – почти 45 лет.
Иван Ильич Никульчев гордится тем, что его род продолжается. Вместе с женой Натальей они воспитали дочерей Нину и Любу, сына Александра. У него 6 внуков и 8 правнуков.
Больше интересного на нашем сайте: http://сельскаянива.рф