Найти тему
Партнеркин

Amazon крадёт ваши идеи. Расследование от Wall Street Journal. Повторят ли Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет ошибки Безоса?

Оглавление

В марте 2021 на самом известном маркетплейсе мира Amazon разразился большой скандал. Сотрудники сервиса использовали статистику продаж независимых предпринимателей, чтобы создавать собственные продукты в популярных направлениях. Эти продукты, пользуясь привилегиями маркетплейса, успешно вытесняли своих оригинальных конкурентов.

Конечно, это противоречит официальной политике компании, но репутационный ущерб уже был нанесён. Информация попала в масс-медиа. Сотрудники пострадавших компаний подают судебные иски и снимают хлёсткие ироничные пародии на действия торгового гиганта.

О самом скандале

В сети есть интервью с более чем 20 бывшими сотрудниками бренда Amazon. Wall Street Journal сумела найти даже уличающие маркетплейс документы. Amazon использовал скрытую информацию для формирования характеристик и цены на свой будущий продукт.

Компания Джеффа Безоса нейтрально комментирует обвинения. Данные о продажах они, якобы, собирают исключительно в целях улучшения сервиса. При этом всем сотрудникам строжайше запрещено использовать информацию в личных целях.

Владельцы торговых марок, по словам маркетплейса, не могут получать данные по конкретным продавцам площадки. А вот бывшие сотрудники утверждают обратное. Они говорят, что обсуждение чужих продаж – стандартная практика для каждого рабочего собрания.

Данные о лучших показателях получали руководители Amazon. Если нужна была подробная статистика, бизнес-аналитик совершал выгрузку. По словам одного из бывших сотрудников Amazon, это называлось «переходом через забор».

Сейчас бренд Amazon поддерживает 45 наименований, включающих 243 000 различных продуктов. Это 1% продаж сервиса, т.е. 158 млрд. долларов в год. Брендовая продукция компании к 2022 году должна была достигнуть отметки в 10% по уровню продаж, согласно планам руководства. Этим и обусловлено настолько бестактное «заимствование идей».

Об иронии обманутых

Апофеозом истории с «некрасивым» поведением Amazon стало вирусное видео от одной из пострадавших фирм. Он вышло под названием: «A Tale of Two Slings: Peak Design and Amazon Basics» и собрало уже 4 500 000 просмотров.

-2

Этим сатирическим видео компания хотела показать, как бессовестно Amazon копирует лучшие модели других производителей. Сумка из обзора стоит в оригинале 79,95 долларов. Такая же сумка от бренда Amazon зашла на рынок по цене 35,14 долларов. Очевидно, кто уступит в продажах.

Причем особенную остроту пародии придаёт рекомендация от самих авторов: «берите Amazon Basics, она подозрительно похожа, но не нужно платить за годы исследований и разработок, переработанные материалы, пожизненную гарантию, справедливый труд и углеродную нейтральность».

Amazon, кстати, отреагировал на видео специфично – поменял название сумки с Everyday Sling на Amazon Basics Camera Bag. Наверно, чтобы люди подумали, что это другая сумка.

О прочих грехах маркетплейсов

Amazon уличают в копировании популярных товаров уже не в первый раз. В 2019 на рынок вышли их кроссовки, подозрительно напоминающие продукцию североамериканского бренда Allbirds.

-3

Последние, кстати, отреагировали с юмором, попросив Amazon копировать и состав обуви. Allbirds делает продукцию из экологически чистых материалов, что, разумеется, увеличивает их стоимость для потребителя.

Для российских покупателей такие истории – тревожный звонок. Растущие отечественные маркетплейсы, такие как Wildberries, Ozon или Яндекс Маркет наверняка смогут использовать опыт огромного западного предка. К счастью, пока СМИ освещают такие истории, жива надежда, что «монопольного беспредела» будет меньше.