64,9K подписчиков

Почему не цветет форзиция

15K прочитали

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...

Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так:

Сад моей подруги 14 мая
Сад моей подруги 14 мая

Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым - цветущие ветки:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-3

У меня тоже было три таких куста - три шара диаметром больше меня (во мне 160 см). Жили они в саду лет семь или восемь и цвели по одному из двух сценариев:

1. Если укрываешь - цветут огромные золотые шары.
2. Если не укрываешь - цветут только ветки, которые зимовали под снегом.

Все отчеты тех лет я куда-то задевала, спасибо моей подруге - поделилась фотографией из личного архива! Простите, что фото не в фокусе, но мои публикации - про растения, а красивые женщины сохраняют инкогнито))

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-4

В итоге укрывать этот лес мне надоело, и я уничтожила все три куста.

Вообще, из 9 из 10 моих знакомых, имеющих форзицию саду, колеблются в своем отношении к нему от "обожаю!!!" до "завтра же выкину". И зависит это мнение от одной очень простой вещи: минимальных зимних температур.

Почему "обожаю" - понятно: не так и много в наших краях кустарников, способных на столь обильное, как говорится, обливное цветение в самом начале весны. Почему "выкину" - тоже понятно: какой смысл держать в саду огромный зеленый бесформенный куст, который цветет через пять лет на шестой?..

Мой сад 14 мая
Мой сад 14 мая

Почему форзиция не цветет?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала расскажу, что у форзиции есть виды и сорта. В продаже встречаются в основном три вида:

🌼 форзиция промежуточная, она же форзиция средняя (Forsythia intermedia),
🌼 форзиция свисающая или поникшая (Forsythia suspensa)
🌼 форзиция яйцевидная (Forsythia ovata), иногда ее называют овальнолистной.

Вы заметили, сколько разночтений? Именно поэтому я всегда стараюсь давать латинские названия - это общепринятый мировой ботанический стандарт, с ним путаницы практически не возникает.

Есть и более редкие виды, но они попадаются реже.

У каждого вида могут быть свои сорта. Например вот три разных сорта форзиции средней=промежуточной, которая intermedia:

https://floraplanet.com/
https://floraplanet.com/

Точно так же могут быть сорта у форзиции suspensa и у форзиции ovata:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-7

А иногда продаются и просто видовые растения, без указания сорта: просто Forsythia intermedia, просто Forsythia suspensa, просто Forsythia ovata. Это все очень важно, уже осталась последняя фраза про виды и сорта - и я объясню, зачем это нужно!

Последняя фраза: если на продаваемом растении указан сорт, но не указан вид, то с вероятностью 99% это окажется Forsythia intermedia:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-8

Это легко проверить в поисковике по названию сорта:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-9

И что нам это дает?

А это нам дает прогноз.

В подавляющем большинстве случаев в условиях Подмосковья и Ленобласти бывает так:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-10

Вот еще один образец цветения форзиции intermedia в саду моей подруги (если цветов не видно - листайте, на следующем фото они отмечены):

В прошлом году этот куст цвел целиком, но тогда у нас был зимний температурный минимум -13°! А в этом – -26°. К несчастью, второй вариант для Ленобласти и Подмосковья более типичен, поэтому более типично и такое вот цветение форзиции intermedia.

А вот форзиция ovata этой весной в моем саду:

14 мая в моем саду
14 мая в моем саду

Кустик молодой и пока плохо сформирован, но его высота - 108 см, и вся цветущая верхушка находилась над уровнем снега и прекрасно перенесла то самое -26°. Снега там было около 40 сантиметров, не больше.

Вот еще один:

14 мая в моем саду
14 мая в моем саду

Тоже пока страшилка, но какие наши годы!) Высота этого куста 120 см.

Внимательный читатель скажет:

– Оля, ну что за ужасы та рассказываешь? В городских парках полно форзиций и они великолепно цветут!!

Подтверждаю: цветут.

Цветение форзиции на Крестовском острове, СПб, фото автора
Цветение форзиции на Крестовском острове, СПб, фото автора

Но температура внутри Питера и Москвы обычно заметно отличается от Ленобласти и Подмосковья. Внезапные краткосрочные морозы до города почти не доходят, при понижении температуры на 1-2 дня разница между городскими районами и нашим пригородным участком иногда превышала 10° - пересекаешь кольцевую дорогу, и прямо видно, как на глазах растет температура.

Однажды я попробовала записывать показания автомобильного термометра по дороге из города за город
Однажды я попробовала записывать показания автомобильного термометра по дороге из города за город

Поэтому городские кустарники умудряются сохранить свои цветочные почки и стабильно цветут каждый год.

Цветение форзиции на Крестовском острове, СПб, фото автора
Цветение форзиции на Крестовском острове, СПб, фото автора

Иногда и в области удается найти удачный уголок в саду или попадается устойчивый сорт - я знаю пару таких случаев. Но повторюсь: это 1 из 10 моих знакомых. Остальные 9 из 10 по несколько лет любуются совершенно бессмысленными зелеными лохматыми кустищами, у которых цветут 1-2 ветки внизу.

Что делать?

1. Покупать морозостойкие виды.

А это форзиция яйцевидная, она же форзиция овальнолистная, она же Forsythia ovata.

Форзиция ovata  в моем саду 12 мая
Форзиция ovata в моем саду 12 мая

Свои кусты я купила по совету Андрея Ганова - одного из моих учителей. Его, к несчастью, уже нет, но замечательные растения Андрея и его ценные рекомендации и сейчас делают мой сад прекрасным, да и не только мой. Поэтому вспомню его еще раз добрым словом!

Андрей и одна из его работ, из-за которой появились все горизонтальные можжевельники в моем саду. На фото сорта Wiltonii и Golden Carpet. ссылка
Андрей и одна из его работ, из-за которой появились все горизонтальные можжевельники в моем саду. На фото сорта Wiltonii и Golden Carpet. ссылка

Я купила свои "оваты" в Русрозе по 800 р.+10% доставки в СПб. Сейчас уже можно взять и в Северной Флоре - Надежда Мартикайнен тоже размножила это замечательное растение и вывела его в продажу в этом году.

И кстати, покупать не обязательно: можно черенковать. Форзиция размножается черенкованием в формате "воткнула и пошла", просто как самые сорные ивы.

2. Покупать низкие формы не самых морозостойких видов

Чаще всего можно найти в продаже карликовые формы форзиции intermedia (она же промежуточная или средняя), например, форма nana:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-19

Вообще, всем рекомендую каталог Надежды в качестве одной из лучших в русскоязычном интернете энциклопедий.

🌼 Во-первых, это информация от опытнейшего садовода и основательницы самого крутого питомника многолетников в Ленобласти.

🌼 Во-вторых, все фото - только свои и абсолютно жизненные. Все, что в жизни фиолетовое, никогда там не станет синим, а то, что цветет рыхло - никогда не будет показано плотным шаром. Правда и ничего кроме правды, как бы непритязательна она не была.

🌼 И в третьих, принцип Надежды: не выращивать капризные растения. Поэтому все, что выставлено в питомнике на продажу, гарантированно устойчиво в условиях СПб. Ну а если нет, то об этом будет сказано прямо:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-20

Это сказано про форзицию корейскую с декоративной листвой. Не буду я ее пробовать, хватит - наигралась в укрытия!))

Декоративнолиственные сорта, которые я не буду покупать
Декоративнолиственные сорта, которые я не буду покупать

Возвращаясь к форме "нана": у меня есть три таких кустика, но они долгое время росли в плотной тени, поэтому практически не цвели.

Когда новый золотой микс будет завершен, они переедут и, надеюсь, порадуют меня обильным цветением - покажу в следующем году! А уже сейчас могу сказать, что листва у "наны" действительно намного более изящная, чем у исходного вида. Да и не прет она с такой страшной силой, как исходная форма, что немаловажно для небольших садов.

Этот кустик весь прошлый год просидел под сиренью. Неудивительно, что не заложил цветочных почек... Но форма и характер роста мне очень нравятся.
Этот кустик весь прошлый год просидел под сиренью. Неудивительно, что не заложил цветочных почек... Но форма и характер роста мне очень нравятся.

Хвалят и сорт форзиции intermedia "Maluch" - он тоже не выше метра, поэтому сохраняет свои почки под снегом, но лично я его не пробовала.

Форзиция suspensa, которая свисающая или пониклая, отнюдь не всегда бывает настолько suspensa, чтобы полностью скрываться под снегом - многие представители этого сорта вполне активно торчат вверх. Но есть и реально стелющиеся формы:

ссылка
ссылка

И вот по моим данным у таких форм неплохие перспективы с точки зрения зимовки без укрытия (с последующим цветением, конечно). Понять, как идут ветки, можно прямо в питомнике, покупая саженец - это хорошо видно:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-24

Хотя повторюсь: в родительском саду сохранить этот вид надолго мне не удалось.

Два слова об агротехнике

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-25

А теперь самое главное - еще Д.Хессайон писал: главный враг форзиции - садовник с ножницами!

Цветочные почки образуются на старых ветвях - 2 года и старше, а для ovata - 3 и старше. Поэтому необходимо сохранять их в достаточном количестве. Это трудно: надо ведь и молодежь какую-то то оставлять, которая станет двухлетней когда-нибудь потом, когда старые ветки утратят декоративность! При этом форзиции свойственен крайне активный темп роста, поэтому если не удалять лишнюю поросль, то очень скоро куст превратится в бесформенное чудовище, да и на цветении это скажется тоже.

Мой сал 15 мая
Мой сал 15 мая

Как обрезаю я:

1. Весной - все, что сдохло.

2. Летом - все, что вылезло за контуры и делает куст некрасивым. Прохожу мимо, раздражает какая-то ветка - чик ее. Это не очень-то правильно: чаще всего форзицию рекомендуют стричь сразу после цветения и после - не трогать.

3. Перед зимовкой - лишнюю поросль, внутренние ветки, старые и некрасивые ветки. В принципе, это тоже неправильно - считается, что предзимняя обрезка ослабляет растение. Но мне так удобно: после листопада четко видна структура куста, да и времени поздней осенью у меня как-то больше, чем ранней весной.

Мой сад 15 мая
Мой сад 15 мая

Ну, а в заключение - творчество от любимого мной гуглоперевода)) Я часто пользуюсь информацией от польских питомников, в том числа от уважаемого Konieczko. Но так как по-польски не читаю, наслаждаюсь перлами Гугла:

И зачем я выкинула три куста и посадила еще два Знакома ли вам ситуация, когда форзиция цветет так: Для тех, кто не разглядел великолепное цветение, я подчеркну зеленым - контур куста, желтым -...-28

Вот, во общем-то, и все, что я знаю про форзиции. А как складываются отношения с ними у вас?

Обновление 2023: третий год - полет нормальный, форзиции стабильно цветут по всей высоте и кроме медленного созревания веток (по-настоящему обильно цветут только побеги 3-го года), никаких претензий к ним у меня нет.

Наш сад 4 мая 2023
Наш сад 4 мая 2023

С уважением, ваша Ольга

Растения нашего сада. Читайте о них на сайте spb-sad.ru
Растения нашего сада. Читайте о них на сайте spb-sad.ru