Практически постоянно автовладельцы сталкиваются с вопросом состояния двигателя своего автомобиля. Часто задуматься об этом их заставляет уж очень заметный расход моторного масла. В такой ситуации, скорее всего, проблема уже есть, если даже рядовой «водятел» обратил внимание на значительность расходования масла мотором его машины.
Не обижайтесь на «водятла», но, правда, таковых так много развелось, что уже перестаешь удивляться. Я надеюсь, что если вы читаете эту статью, то уж точно к ним не относитесь.
Автор статьи не является сертифицированным специалистом в области ремонта и обслуживания автомобилей, а лишь делится имеющимся у него опытом по теме. Любое дополнение по обсуждаемому вопросу в комментариях приветствуется.
Следует понимать, что расход масла является неизбежным аспектом эксплуатации двигателя. Масло расходуется в любом двигателе, так как масляная пленка на деталях для защиты от сухого трения сгорает в камере вместе с топливом. Добавим к этому естественный износ ДВС в процессе эксплуатации и получим на практике дополнительный расход смазки.
И все же единого стандарта расхода масла в настоящее время нет. Получается, что расход смазки можно считать приемлемым, когда он не превышает отметки около 3 литров на 10000 пройденных километров (во многих рекомендациях значится цифра расхода масла: не более 800-1000 мл. на 1000 км., много вариантов рекомендаций встречается).
Так в какой же момент стоит начать опасаться того, что с двигателем что-то не так?
Стоит беспокоиться, когда приходится доливать по литру и более масла в двигатель на протяжении тысячи километров пробега. Почти всегда это говорит о наличии проблемы, часто очень серьезной. Дело может даже закончиться капитальным ремонтом двигателя… При этом также важно понимать, что показатель расхода будет сильно зависеть как от особенностей конкретного двигателя (в том числе его мощности, степени его износа), так и качества залитого в него масла, манеры езды автовладельца, применяемого топлива.
При правильной эксплуатации автомобиля можно продлить срок службы любого двигателя, даже уменьшить текущий расход масла. И все же полностью исключить расход масла чаще не удается, да это и не является нашей целью. Нужно лишь регулярно его контролировать.
Средние нормы расхода моторного масла.
Даже сейчас, в XXI веке не существует такого двигателя, который бы не расходовал моторное масло. Совсем другое дело - интенсивность такого угара, который на отдельных моделях двигателей может достигать 1 литра на 1000 километров пробега и более и это не является признаком серьезной неисправности (не так много таких моторов, но они встречаются).
Чаще всего производители автомобилей отмечают, что в норме расход масла у двигателя должен составлять не более 0,05-0,3% от расхода горючего. Не сложно посчитать, что если вы за поездку в 100 км. потратили 10 литров бензина, то нормой будет расход масла не более 30 грамм. Я умышленно не буду останавливаться на всяких форсированных, а так же двигателях с турбиной, а поговорим про обычные двигатели, коих большинство.
Существует наблюдение, что на практике современные исправные атмосферные двигатели не склонны к «пожиранию масла» и расходуют не более 0,3% масла от затраченного топлива (иногда и менее).
Для дизельных двигателей нормы расхода масла иные (больше), я не буду останавливаться на этом в своей статье. Я лично не имел дела с дизелями и не хочу вводить в заблуждение читателей, основываясь лишь на теоретических выкладках, не подтвержденных личным опытом.
Что предпринять при повышенном расходе масла:
На многих современных СТО мастера предпочитают не диагностировать отдельную причину повышенного расхода масла, а сразу рекомендуют автовладельцу сделать капремонт. Логично, что не всегда в таком дорогом ремонте есть острая необходимость.
Проще и дешевле бывает определить причины повышенного расхода (самостоятельно или при помощи специалистов), иногда это не так сложно сделать.
1) Расход масла может быть увеличен по причине наличия его течи. В этом случае достаточно заменить прокладки и сальники.
2) Если масло активно расходуется в моторе на угар, течи нет, но присутствует сизый дым из выхлопной трубы, то установить причину без разборки двигателя будет намного сложнее.
Но и в такой ситуации с угаром можно попробовать справиться до того, как будет принято решение о ремонте. Известно, что расход смазки зависит от режима эксплуатации двигателя. Движение на высоких оборотах двигателя (актуально для МКПП) приводит к повышению температуры и нагрузок, разжижению масла с последующим повышением его расхода. Снижаем нагрузку – экономим масло, но это метод временный и «не для всех».
3) Если масло не подходит двигателю по параметрам (по допускам, по индексу высокотемпературной вязкости), то его смена может решить проблему. При износе двигателя применение более вязкого масла так же может заметно снизить расход. Иногда переход с синтетического масла на полусинтетическое, в пределах допусков, позволяет уменьшить расход смазки.
4) Засорение системы вентиляции может существенно влиять на повышение расхода масла. В таком случае ревизия и чистка системы вентиляции картера будут в помощь.
5) Если имеется износ деталей, то все консервативные меры будут временными (присадки, промывки, более густое масло) до проведения замены соответствующих элементов.
Внешние признаки проблемы расхода масла: часто у двигателя, претендующего на камремонт, выявляется целый ряд признаков «недуга»: снижение компрессии, повышение расхода масла и топлива, плохой запуск, ухудшение мощностных качеств, дымный выхлоп.
Итого:
Величина расхода моторного масла будет зависеть от различных факторов. О норме расхода масла для конкретного двигателя нужно знать заранее, что бы контролировать его состояние в процессе эксплуатации.
Автовладельцу, для сокращения потребления двигателем масла, необходимо в первую очередь правильно выбирать моторное масло по его характеристикам (для изношенных двигателей на какое-то время может быть применено масло повышенной вязкости, но следует остерегаться перегрева). Не смотря на универсальные рекомендации изготовителя, часто бывает так, что масло для нового автомобиля и машины, которая пробежала сотни тысяч километров, может отличаться по эксплуатационным характеристикам.
На практике чаще бывает так, что если двигатель начал «есть» масло выше «нормы», а существенного снижения его приемистости не отмечается, то экономически выгоднее доливать смазку, чем делать капремонт двигателя по причине только лишь повышенного расхода. При этом следует контролировать динамику повышения этого расхода, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля окончательно и вовремя сделать капремонт или продать автомобиль, тут каждый решает сам.
И еще: доливая свежее масло в мотор, вы лишь компенсируете недостающий объем масла, сгоревший в цилиндрах. Таким образом, объем долитого масла в течение сервисного интервала не может увеличивать его продолжительность. В любом случае, масло должно быть подходящим и менять его нужно вовремя.
Надеюсь, что статья была интересна. Если есть, что рассказать по теме, то с большим удовольствием прочитаю ваши комментарии.
Ставьте «палец вверх», подписывайтесь на мой канал.
Всем здравия и ровных дорог!