Найти тему
Шпионские страсти

Безграмотный вопрос спасший немецкий флот от разгрома

26 августа 1914 года у северного побережья Эстонии в Балтийском море сел на мель германский крейсер «Магдебург». Русские десанты с крейсеров «Богатырь» и «Паллада» захватили «Магдебург», что позволило русской разведке добыть свод сигналов германского военно-морского флота. Русское военно-морское командование любезно поделилось данной добычей с союзниками. В частности, этот свод был передан Адмиралтейству Великобритании.

Севший на мель «Магдебург». На фоне виден маяк острова Оденхольм
Севший на мель «Магдебург». На фоне виден маяк острова Оденхольм

В Адмиральтействе свод передали в особо засекреченную комнату 40, о которой знали единицы. Сотрудники данной комнаты занимались расшифровкой перехваченных англичанами немецких шифрограмм. А так как немцам не было известно, что их коды попали в руки союзников, то они никаких действий к их изменению не принимали.

Благодаря этому английское Адмиралтейство заранее узнало о планах германского военно-морского командования потопить силами германского флота адмирала Шеера английские линейные крейсера адмирала Битти, находившиеся у Ютландского полуострова в проливе Скаггерак..

Утром 31 мая 1916 года корабли германского Флота открытого моря покинули свои базы на реках Яде и Эльба, чтобы идти в район расположения флота Битти. Немцы не знали, что еще за да часа до их выхода в море, благодаря дешифровальщикам (криптографам) комнаты 40, командующий главными силами Британского флота адмирал Джеллико уже знал о планах немцев и вывел английский флот в открытое море, чтобы направиться к Ютландскому полуострову.

Около полудня 31 мая в комнату 40 вошел начальник оперативного отдела капитан ВМС Томас Джексон и допустил ошибку. Вместо того, чтобы спросить, где в данный момент находится германский флот, он спросил, откуда радиопеленгаторные станции зафиксировали позывной сигнал «ДК», которым обычно пользовался адмирал Шеер. Ему ответили, что с реки Яде. Джексон не знал, что когда адмирал Шеер выходил в море он пользовался другим позывным, никак не «ДК». «ДК» на время похода флота Шеера передавался для использования береговому штабу в Вильгельмсхафен. Сотрудникам комнаты 40 это было известно, а капитану Джексону нет. А потому спроси он, где находится германский флот, ему были дали его точные координаты, тем более, что германские корабли уже 10 часов, как шли к Ютландскому полуострову.

Таким образом, капитан Джексон, получив неверную информацию о позывном сигнале «ДК», на ее основании сообщил адмиралу Джеллико, что германский флот еще на реке Яде и в море, пока, не выходил..И добавил от себя, что мол немцы, видимо, ждут разведывательную информацию от своих дирижаблей, которые запустили в сторону британского флота, хотя ничего подобного немцы не делали.

Спустя четыре часа объединенный флот Джеллико и Битти столкнулся с флотом Шеера, что оказалось полной неожиданностью для англичан.

К счастью для англичан, встреча оказалась неожиданной для обеих сторон, и в развернувшемся сражении никто не одержал решительной победы. Хотя английские корабли понесли больший урон, чем немецкие.

А так как английский флот превосходил численно германский, адмирал Шеер решил с наступлением ночи уводить свои корабли на базы. Было четыре маршрута, по которому мог уходить германский флот, и Джеллико решил, что немецкие корабли будут уходить по тому маршруту, который на деле адмирал Шеер счел непригодным.

Около 23.00 сотрудники комнаты 40 передали оперативному отделу ВМС информацию о реальном маршруте германского флота, но так как адмирал Джеллико к тому времени уже не верил данным, поступавшим из Адмиралтейства, он счел, что и эта информация ошибочна, и не придал ей значения. В результате, вместо того, чтобы сблизиться с германским флотом, Джеллико увел свои корабли в сторону от немецких, и адмирал Шеер благополучно добрался до своих баз.

Разгрома германского флота, которого ждала вся Британская империя, не произошло.

Так неправильно поставленный капитаном Джексоном вопрос подорвал у командующего английским флотом доверие к разведывательной информации из Адмиралтейства и спас германский флот от гибели.

(Источник: П. Бизли)