Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Авансовая дискуссия о сериале "Обитель"

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!

Тут у нас вот какая история приключилась, господа хорошие... Вместе с на редкость сколь долгоиграющими, столь и сквернопогодными майскими праздниками прошла и онлайн-премьера «Обители» Велединского – проект давний и ожидаемый. Те, кто предпочитают просмотр по ТВ, ещё только накапливают первоначальный заряд эмоций, определяясь с симпатиями и неприятиями, я же свою долю адреналина уже получил, и – более того – успел изучить несколько рецензий авторов самых различных толков и направлений. Собственно, именно это (а вовсе не моё частное – как рядового зрителя – мнение) и послужило толчком для написания сегодняшней статьи...

...Ибо мнения уважаемых критиков снова разделились – причём, самым радикальным образом. Один восторженно плещут розовыми ладошками и курят фимиам режиссёрской дотошности и интеллигентности Велединского. Им понравилось буквально всё и все, включая Евгения Ткачука, Сергея Безрукова и даже Александру Ребенок. Даже некоторая подозрительная сусальность СЛОНа их не насторожила. В конце концов, мы там (слава партии!) не были и – крайне надеюсь! – не будем... ну хотя бы в ближайшем обозримом будущем... если будем хорошо себя вести – во всяком случае.

Первая встреча с начальством... Эффектно! Особенно диалог Эйхманиса и Вершилина на французском...
Первая встреча с начальством... Эффектно! Особенно диалог Эйхманиса и Вершилина на французском...

Другой половине рецензентов не понравилось ничего, кроме всё той же деликатности постановщика (вернее, Велединского они просто сдержанно не ругают). Зато в пух и прах разнесены решительно все исполнители, начиная с Ткачука, Безрукова и Ребенок (последним двум досталось особо: Безрукову – в силу своей неизменной «высоцкости», Ребенок – потому что «не марафонец» она, а актриса второго плана ), Более всего же казнили художника-постановщика Гудилина – за благолепие и пасторальность лагеря, насмешливо требуя от него кадок с геранью на окнах.

Начальник СЛОНа - человек идейный и уж точно - не без вкуса к жизни!
Начальник СЛОНа - человек идейный и уж точно - не без вкуса к жизни!

Вот и возникает закономерный вопрос... Что нам-то, простым, хоть и несколько нервным (от неудач отечественных экранизаторов последнего десяти... а то и двадцатилетия) зрителям делать? Как это всё воспринимать? В своей статье «Синдром завышенных ожиданий или хэйт "Угрюм-реки" - бессмысленный и беспощадный» я было попытался (хоть, возможно, и не совсем ловко) каким-то образом примирить два берега одной реки... Один – крутой, с армией негодующих поклонников классики, неистово восклицающих «Доколе?!..» и требующих «прекратить безобразия». Другой – неверный, топкий и более благодарный, умеющий находить даже в неудачах что-то хорошее. Главным посылом той статьи была мысль, что у наших высших «культорганизаторов» нет для нас другой Культуры... только та, что есть... «арфы нет, возьмите бубен». А вот как это воспринимать – дело уже сугубо наше. Можно не смотреть. Можно смотреть. Но включать постоянно «синдром завышенных ожиданий» - дело малостоящее, ежели не сказать – заведомо проигрышное. Просто не стало предпосылок (вернее, они были – в надеждах, но материально никак и ни разу не подкреплялись) к тому, что вот сейчас-то... на этот-то раз... Будет так, как выйдет. А выйдет – как сложится. Тем более, что нас – много. И все мы даже от обычного банана ждём каждый своего. Одной аудитории желателен банан зелёный. Другая - любит помягче, с гнильцой. А есть ещё категория «деликатесная», им непременно банан красных сортов нужен, тот, что подороже. Хороший пример – рецензии на «Обитель». Так понимаю, что основной их поток – ещё впереди. При том, что сам роман Прилепина читала едва ли треть аудитории, половина – много.

В роли Артёма Горяинова Евгений Ткачук окончательно избавился от "флёра" Григория Мелехова и Мишки Япончика
В роли Артёма Горяинова Евгений Ткачук окончательно избавился от "флёра" Григория Мелехова и Мишки Япончика

Предвосхищая закономерный вопрос читателей Дзена «а что вообще хотел сказать этот не в меру велеречивый автор?», завершу свой скрипт парой комментариев... Прежде всего - критикам. Вам действительно так уж необходима дотошная скрупулёзность экранизации? Трупы, мозги, сиськи, грязь в стиле Германа-старшего, буквальный натурализм?.. Ну, господи, посмотрите хоть «Чекиста» Рогожкина – там-то этого в достатке! Тоже, кстати, экранизация – повести Зазубрина. Хочется пошшекотать нервную систему? А на мой взгляд – Велединский сознательно пригладил торчащего ежа избыточного натурализма: ведь сериал и в таком виде вышел жёстким и пугающим.

Питер рулит!!! Очень фактурный питерский актёр Яков Шамшин в роли поэта Афанасьева
Питер рулит!!! Очень фактурный питерский актёр Яков Шамшин в роли поэта Афанасьева

Он вообще очень... качественный постановщик – Александр Велединский. Впервые я запомнил эту фамилию по сериалу 2002 года «Закон» с Назаровым – он, кажется, шёл почти параллель с «Бригадой», к которой Велединский тоже приложил руку.. Затем были «Русское» по Лимонову, «Географ глобус пропил» по Иванову и очень любопытный мини-сериал «Ладога». Кто помнит перечисленное – ни одного промаха, всё – крепкое и ладное, со своим почерком. И некоторая «причёсанность» в экранизации «Обители» - как раз её плюс. В конце концов, первоисточник – не «Тихий Дон» и даже не «Угрюм-река», хоть и, не спорю, произведение знаковое.

А уж Виктору Добронравову роль бывшего офицера Сержа Мизерницкого откровенно к лицу
А уж Виктору Добронравову роль бывшего офицера Сержа Мизерницкого откровенно к лицу

И второе... Почему-то думается, что пройдет время, и «Обитель» займёт культовый статус – какой, к примеру, заняла «Ликвидация» - со всеми её огрехами. Просто слишком мало у нас действительно качественного телеконтента, на фоне которого- и «Ликвидация» - шедевр, и за «Тихий Дон» Урсуляка найдётся армия желающих его критикам глотки зубами рвать. А корни «Обители» питаются именно из этого ручейка штучных вещей - жиденького, зато с водой холодной и чистой. Впрочем, уверен – споры о ней – ещё впереди.

P.S. А для не читавших роман - "бонусные" первые абзацы. Попробуйте - это вкусно!

- ...Il fait froid aujourd’hui.
– Froid et humide.
– Quel sale temps, une véritable fièvre.
– Une véritable peste…
– Монахи тут, помните, как говорили: “В труде спасаемся!” – сказал Василий Петрович, на мгновение переведя довольные, часто мигающие глаза с Фёдора Ивановича Эйхманиса на Артёма. Артём зачем-то кивнул, хотя не понял, о чём шла речь.
– C’est dans l’effort que se trouve notre salut? – переспросил Эйхманис.
– C’est bien cela!– с удовольствием ответил Василий Петрович и так сильно тряхнул головой, что высыпал на землю несколько ягод из корзины, которую держал в руках.
– Ну, значит, и мы правы, – сказал Эйхманис, улыбаясь и поочерёдно глядя на Василия Петровича, на Артёма и на свою спутницу, не отвечавшую, впрочем, на его взгляд. – Не знаю, что там со спасением, а в труде монахи знали толк.
Артём и Василий Петрович в отсыревшей и грязной одежде, с чёрными коленями, стояли на мокрой траве, иногда перетаптываясь, размазывая по щекам лесную паутину и комаров пропахшими землёй руками. Эйхманис и его женщина были верхом: он – на гнедом норовистом жеребце, она – на пегом, немолодом, будто глуховатом...

ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»

С признательностью за прочтение, не болейте и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ