Найти тему

Читая «Дело Собчака». Две передачи с разницей в год.

«Ты в силе – и друзей хоть отбавляй, Ты в горе – и приятели прощай…» У. Шекспир «Гамлет».

«Дело Собчака» позвало в дорогу исследования времени 90-х. Брожу по закоулкам связанных ссылок на ЮТюбе. Явились мне на этом пути две программы российского телевидения середины 90-х. «Герой дня», НТВ и «Час пик», ОРТ.

Между передачами прошел ровно год. Первая записана в январе 96-го, вторая - в феврале 97-го. Герой один – Анатолий Собчак. А между передачами бездна. В 96-ом Анатолий Александрович еще мэр города пятимиллионника, работающий в Совете Федераций, где отчаянно борется против спикера коммуниста. Впереди выборы в Санкт-Петербурге. Президентские выборы. Собчак, очевидно, еще в силе.

А в феврале 97-ого Анатолий Александрович просто профессор, которому приходится выступать в суде против разнообразных СМИ, которые пишут о нем неприкрытую ложь. И тем не менее вся эта инфо компания стоила ему места губернатора города. Он уступил его своему «коллеге», заместителю. В судах он выигрывает, но радости это не приносит. Наступило сильное разочарование. Разочарование в людях, которым он доверял. Разочарование в связях, на которые он рассчитывал. Разочарование в отношениях, которые он строил все эти годы.

Все это буквально бросается в глаза, если смотреть обе записи в одно время на разных экранах. Вроде бы чисто внешне мы видим на обеих картинках человека сильного и мудрого. Подводят глаза во «героя» второй передачи… Они не горят, как раньше, даже и год назад. Поэтому очень скоро случится инфаркт на одном из заседаний суда. И если бы не вмешался наш сегодняшний Президент, который тогда рисковал карьерой и жизнью, провернул операцию, достойную фильмов про разведчиков, на медицинском самолете вывез больного Собчака в парижскую клинику, его жизнь закончилась там же в Питере в ноябре 1997-го. Но, эта помощь уже ни на что не могла повлиять.

Безусловно Собчак – фигура трагическая. Не хочу умалить при этом его героизма. Но, трагизм очевиден. Он в том времени, в том месте и в тех обстоятельствах. В этом трагизме, тем не менее, останется место для надежды на счастливый конец, когда, незадолго до смерти, он все-таки вернется и увидит начало взлета своего «ученика». Но, не успеет дожить до его скорого президентства. Не сможет осуществить то, что задумывалось в начале этого непростого пути.

Передача февраля 97-го года заканчивалась словами Собчака, обращенными к тем, кто поливал его информационной грязью: «Рано или поздно, это ударит и по вам…» Ну и где они, эти «журналисты»… Где он, этот «заместитель»… Их судьба могла бы быть хорошим предостережением охотникам до различного рода «разоблачений». Но, дураков и предателей не остановить!