Более 7.000 километров по Сибири и Дальнему Востоку, из которых больше половины - по трассе Колыма - одной из самых суровых и опасных дорог на планете. Экстремально низкие температуры за бортом и отсутствие мобильной связи на большей части маршрута, разбитая промерзшая грунтовка и минимальные доработки автомобилей, участвовавших в пробеге. Но, несмотря на все трудности, кроссоверы Renault с честью выдержали все испытания.
То, что экспедиция будет далеко не легкой прогулкой, стало понятно еще в Чите, когда дизельный Duster-техничка, прибывший из Москвы на автовозе с двумя Kaptur и двумя Arkana на автовозе, наотрез отказался заводиться – залитое на одной из фирменных столичных АЗС дизельное топливо при -30 превратилось в мутную кашеобразную субстанцию. Что за бодяга под видом солярки продается на заправках Первопрестольной, - вопрос риторический… Впрочем, пара часов, проведенных в теплом боксе, и долив качественного арктического дизеля реанимировали “замерзший” автомобиль и больше никаких проблем Duster не доставлял.
Чита и первая 1.000 километров особо ничем не запомнились – обычная дорога с голыми сопками и практически полное отсутствие снега. Время от времени заставляют взбодриться лишь многочисленные огромные волны и складки на асфальте, коими изобилует федеральная трасса Амур. То ли дорожники не учли особенности возведения магистралей в условиях вечной мерзлоты, то ли на этапе проектирования и строительства были допущены какие-то ошибки, но факт остается фактом – риск основательно подпрыгнуть на таком подбросе и оказаться за пределами дорожного полотна на этой дороге очень велик. Приходится держать ухо востро.
По мере приближения к Якутии картина начала меняться: снега становилось все больше, морозы все крепче, трафик все меньше. Заметно изменилось и поведение автомобилей – как только температура упала ниже -39, термометры дружно выдали прочерки на дисплее, а на панели приборов зажглась гирлянда предупредительных ламп (датчики просто не “понимают” такую температуру). К слову, в следующий раз градусники выдали какой-то результат лишь на подъезде к Магадану, когда стало теплее -40.
Что такое настоящий экстрим, мы поняли, когда экспедиция прибыла в Якутск. Холода под -50, кажется, сковали ледяными оковами столицу Республики Саха. Плотный морозный туман, представляющий собой замерзший в воздухе конденсат выхлопа автомобилей, в безветренную погоду накрыл город такой пеленой, что даже яркие светодиодные задние противотуманные фары наших Renault были едва заметны на расстоянии 10-15 метров. При этом какой-нибудь праворульный “японец” 20-летней давности с еле тлеющими “габаритками” – нормальное явление на местных дорогах. Как местные водители умудряются различать друг друга в таких условиях, остается загадкой.
На подъезде к Хандыге один из нас стал первой “жертвой” якутских морозов. Решив набрать кристально чистой воды в незамерзающем ручье неподалеку от поселка Теплый Ключ, он неосмотрительно ступил на тонкий лед и провалился по колено в студеную воду. Пока бедолага на 50-градусном морозе доскакал на одной ноге до машины, ботинок и намокшая брючина уже порылась коркой льда. Горячий чай, сменные джинсы и сухие носки с ботинками спасли несчастного от неминуемого обморожения.
Кульминацией автопробега стало посещение, как зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса “Cамого холодного обитаемого места на планете” – поселка Оймякон. Минус 71,2, которые были отмечены здесь в 1926 году, нам застать не удалось, но что такое -52 днем и -57 ночью мы все же испытали на своей шкуре. Курильщикам тут живется очень сложно – пальцы на таком холоде коченеют уже после пары затяжек. Помидором или яблоком, оставленным на улице на пару часов, можно забивать гвозди. А самое популярное развлечение у туристов (помимо ледяного фейеверка из кипятка, выплескиваемого из термоса) – подцепить вилкой заваренную лапшу быстрого приготовления, подержать ее минуту-другую на морозе и потом радостно делать селфи на фоне сосульки из “Доширака” с торчащей из нее вилкой.
Трасса Колыма – единственная сухопутная нить, связывающая север Якутии и Магаданскую область с Большой Землей. Здесь так и говорят – “Поедем на материк”. История этой дороги неразрывно связана с трагическими временами ГУЛАГа. Стоит свернуть с основной трассы, как перед тобой встают чудом сохранившиеся руины бараков, часовых вышек и заборов – немые свидетели, памятники тех печальных времен.
Не менее завораживающие и одновременно душераздирающие эмоции вызывают заброшенные поселки, стоящие вдоль трассы, которые по разным причинам навсегда были покинуты людьми. Самый крупный из них – Кадыкчан, город-призрак. В 1996 году на расположенной неподалеку шахте произошел взрыв, ставший началом конца когда-то крупного (почти 6000 жителей) поселка. Шахту закрыли, а всех жителей переселили в другие города и поселки. В 2010 году Кадыкчан окончательно опустел и теперь взирает на пассажиров проезжающих мимо автомобилей пустыми глазницами окон домов, кафе и магазинов
Под колесами вполне приличный по российским меркам асфальт, на дороге никого, а мы тащимся, как черепахи… Стрелка спидометра едва перевалила за отметку 70. Так и хочется посильнее притопить педаль акселератора и поскорее покинуть этот морозильник, несмотря на сногсшибательную красоту суровой северной природы…
Днем раньше мы так и поступили, мчась по трассе Колыма со скоростью “крепко за сотню”. За что и поплатились. В какой-то момент на панели приборов одного из Kaptur загорелась тревожная красная лампа… На белоснежном снегу чернели следы моторного масла… Беглый осмотр показал, что из-за сильного потока набегающего морозного воздуха перемерз сапун, и двигатель стал гнать смазку… Как выяснилось уже на подъемнике в Магадане, из-за возросшего давления не выдержала прокладка масляного фильтра и стала пропускать масло. Поэтому, чтобы окончательно не запороть этот и не повредить моторы на других машинах, было принято решение снизить темп, чтобы двигатели не так сильно охлаждались.
Вообще экстремальные холода накладывают очень серьезный отпечаток на жизнь в этих суровых регионах в целом и на автомобильную в частности. Об обычной парковке машины на ночь у гостиницы можно сразу забыть – даже если случится чудо и автомобиль заведется, уехать на нем далеко не получится. За пару часов при -50 шины и все резинки в подвеске дубеют и становятся хрупкими. Масло в трансмиссии и приводах превращается в полутвердую субстанцию… А потому каждую ночь наши Renault ночевали исключительно в теплых боксах. Совет тем, кто решится на автопутешествие зимой по Якутии, - заранее продумайте и договоритесь о теплой парковке. Благо, такую услугу на колымской трассе предоставляют в любом поселке.
К слову, стоимость теплого гаража, например, в том же Якутске, вполне сопоставима с приличной однокомнатной квартирой. Автомобилисты, которые не могут себе это позволить, с середины осени и по середину весны всегда и везде возят с собой “Наташку” - мобильный гараж-накидку и месяцами не глушат моторы. У всех автомобилей капоты и передние бамперы наглухо затянуты фирменными или “колхозными” утеплителями, стекла – двойные…
“Северная” доработка наших автомобилей свелась к установке на решетку радиатора экрана из кожзаменителя, предохраняющего двигатель от переохлаждения потоком набегающего ледяного воздуха, размещением на моторе специального негорючего автоодеяла, сохраняющего тепло под капотом, да наклейкой на боковые стекла поликарбонадной пленки (в противном случае выдыхаемый воздух конденсируется на окнах и моментально замерзает). Кроме того, в двигатели кроссоверов еще в Москве было залито масло Castrol с вязкостью 0W40, а “стандартный” антифриз, рассчитанный на температуры до -40, заменен на арктический.
Стоит машине постоять на лютом морозе минут 20-30, и первые несколько километров ехать приходится с черепашьей скоростью. Задубевшие на морозе покрышки становятся овальными, и высокая скорость вполне может привести к тому, что резина просто треснет. По этой же причине не стоит сразу поворачивать колеса на большой угол – можно остаться без пыльников ШРУСов. А потому там, где при нормальных температурах можно развернуться в один прием, в Якутии приходиться совершать десяток движений.
Но все эти трудности меркнут перед суровой якутской красотой. Полуметровые снежные шапки на елях Ольчанского перевала, подсвеченные багровым диском встающего солнца, покрытые инеем мохнатые якутские лошади, каким-то чудом умудряющиеся находить корм под толстым слоем снега, световые столбы гало в морозном небе, кристально чистый снег, ослепляющий своей белизной… И этот воздух… Морозный, плотный, который, кажется, можно резать ножом… Ради этого в Якутию хочется возвращаться снова и снова!
На обратном пути из Магадана в Читу к пробегу присоединился один из самых известных в мире специалистов по компьютерной безопасности Евгений Касперский, обожающий путешествия:
- Последний раз в зимние “дальняки” я ходил еще в середине 90-х. А с такими морозами, снегами и с таким маршрутом я столкнулся впервые. Признаюсь честно - давно я не получал такого удовольствие от путешествия. Фантастическая красота трассы Колыма просто не может оставить никого равнодушным. Много лет подряд я смотрел на карту Дальнего Востока, видел эту ниточку дороги и представлял себе, как было бы интересно проехать по этой трассе. А испытать на себе, что такое -50 градусов, было моей мечтой. Даже не мечтой, а скорее неким намеком на мечту. Я и представить себе не мог, что когда-нибудь получится осуществить путешествие в эти края. И наконец, она осуществилась!
Зимняя Колыма – уникальная дорога. Она уникальна своим климатом, свое красотой, свое природой. Я проехал за рулем по многим дорогам на всех континентах, за исключением, наверное, только Антарктиды. Но эта трасса оставила особое чувство, другие, совершенно не похожие на остальные впечатления и эмоции.
Хочу сказать пару слов о Renault Arkana, за рулем которой я проехал от Магадана до Читы. Не кривя душой, скажу, что на этом автомобиле можно вполне комфортно и спокойно путешествовать даже в таких экстремальных условиях. Теплее -40 у нас не было от Сусумана до самого Якутска. Понятно, что машины ночевали в теплых гаражах, на улице мы их не оставляли. Но ни одной сколь бы то ни было серьезной неполадки у нас не возникло. Да, иногда глючили датчики, просто не рассчитанные на работу в таких холодах. Да, при температурах ниже -50 дубела подвеска. Да, периодически обмерзало лобовое стекло. Но все эти нюансы вполне объяснимы и прогнозируемы – ведь мы ехали на обычных серийных автомобилях без особой специальной подготовки к экстремальным морозам. А морозы были действительно экстремальными. Минимум, который пережили и мы, и машины - это -58 градусов при выезде из Оймякона. Тем не менее, Arkana показала себя достойно.