Найти тему
Egor Backpacker

Сахалинский тоннель. Лазарев - место начала грандиозной стройки ГУЛАГа. Показываю, что успели построить до смерти Сталина

В этой статье я расскажу вам о том, как посетил поселок Лазарев, в котором в 1950 году начали осуществлять амбициозный проект Сталина по постройке тоннеля на остров Сахалин.

Для того, чтобы увидеть остатки грандиозной стройки Сахалинского тоннеля в первую очередь необходимо попасть в поселок Лазарев. Я добирался до этого поселка автостопом. Вы можете прочитать о том как это было в этой статье.

Вид на мыс Лазарева
Вид на мыс Лазарева
Лазарев — рабочий посёлок в Николаевском районе Хабаровского края России. Расположен на мысе Лазарева, в 460 км к северо-востоку от города Комсомольск-на-Амуре. Известен своим близким расположением к Сахалину (7,3 км) и недостроенным тоннелем под проливом Невельского, строившимся при Сталине в 1950—1953 гг.

Поселок Лазарев состоит, как бы из двух, районов. Есть центральный район, который расположен непосредственно на мысе Лазарев. В нем находятся магазины, почта, администрация, больница и другие муниципальные учреждения. Южнее же находится частный сектор, который расположен вблизи мыса "Средний". Все остатки строительства тоннеля расположены как раз на этом мысе.

Карта расположения мыса Средний
Карта расположения мыса Средний
По дороге на мыс Средний, на дальнем фоне виднеется остров Сахалин.
По дороге на мыс Средний, на дальнем фоне виднеется остров Сахалин.
Сахалинский тоннель — незавершённый проект тоннельного перехода через пролив Невельского от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине, одна из строек ГУЛАГа.
В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил И. В. Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. Подготовка к строительству тоннеля на материке велась силами условно-досрочно освобождённых, вольнонаёмных специалистов и военнослужащих. После смерти Сталина в 1953 году, и массовой амнистии заключённых, работы по всему проекту были свёрнуты. (Материал взят с сайта www.wikipedia.org)
Красным пунктиром отмечена планируемая дорога с тоннелем на остров Сахалин
Красным пунктиром отмечена планируемая дорога с тоннелем на остров Сахалин

Первая "достопримечательность" которую я посетил, стала пещера/штольня, искусственно сделанная в скале. Я не знаю для каких целей она служила, но явно ее строили в 50-х.

Вход пещеры
Вход пещеры

Пещера совсем неглубокая, глубина ее метров 20. Внутри центральный проход, от которого в право и влево проложены небольшие ответвления, глубиной около 2-х метров. Пещера пустая и, кроме досок на полу, внутри ничего нет.

Вид внутри пещеры.
Вид внутри пещеры.

Чтобы найти пещеру, нужно спуститься вниз к проливу и идти по дороге вдоль побережья. Вход в пещеру хорошо виден с дороги. Примерные координаты пещеры 52.20296 141.53682

Более подробно можно рассмотреть пещеру на этом видео

С мыса можно увидеть еще один артефакт былой стройки - искусственный насыпной остров. Раньше это была дамба, но со временем ее размыло, и остался только маленький островок.

Начало размытой дамбы. Если присмотреться, то на горизонте можно увидеть искусственный остров.
Начало размытой дамбы. Если присмотреться, то на горизонте можно увидеть искусственный остров.

И последней "достопримечательностью", которую я посетил, стала заброшенная шахта. Чтобы увидеть шахту, не нужно спускаться к проливу, необходимо идти по ул. центральной на юго-восток в сторону мыса "Средний" и в определенный момент, сразу после дорожного знака "Остановка запрещена", нужно свернуть налево и идти вниз по заросшей дороге. Координаты отворота 52.20425,141.53455.

Пройдя метров 150 по тропе вы наткнетесь на ту самую шахту.

Техническая шахта
Техническая шахта

Шахта, конечно, удивляет своей масштабностью. Глубина шахты порядка 50 метров, диаметр около 10 метров. В свободном доступе лишь пара десятков метров, далее шахта захламлена различным мусором. Ствол шахты укреплен металлическими тюбингами, крепящимися друг к другу болтами.

Это все, что осталось от грандиозной стройки начала 1950-х годов. После просмотра шахты, я отправился назад в поселок. Мне нужно было ждать попутную лодку, чтобы на ней переправиться на остров, о том как я это сделал вы можете прочитать в этой статье.

Спасибо за внимание. Читайте другие статьи про мое путешествие по острову Сахалин по хештегу #russian backpacker сахалин

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / INSTAGRAM / TELEGRAM

-11