Хакасию в очередной раз определили в группу регионов со слабой устойчивостью. Это сделал Фонд «Петербургская политика» в своем рейтинге устойчивости российских регионов за апрель. Впрочем, в этой группе Хакасия уже много лет.
Из месяца в месяц Фонд вместе с рейтингом публикует мониторинг основных событий социально-политической жизни регионов. И каждый раз он содержит три градации. Сообщим, что заметного «Петербургская политика» нашла в Хакасии в апреле.
К позитивным событиям отнесены:
«Подписание губернатором Валентином Коноваловым соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с компанией «Русал» на 2021 год.Подписание договора между АО «Аэропорт Абакан» и ООО «Аэропорт Емельяново», входящим в состав АО «ЭРА Групп», по развитию абаканского аэропорта.Подписание республикой в рамках международного туристического форума «Сибирь. Притяжение» соглашения об инвестициях в туристическую сферу на сумму более 4 млрд рублей.Договоренность со Сбербанком о поддержке строительства в Хакасии современных образовательных учреждений».
К негативным:
«Первое заседание Верховного суда Хакасии в рамках процесса, инициированного группой общественников с целью отставки Валентина Коновалова с должности главы республики.Выявление экологами повышенного содержания цианидов, меди и цинка в реке Белый Июс в Ширинском районе, где был зафиксирован массовый замор рыбы.83-е место в рейтинге регионов по динамике рынка труда по данным РИА Рейтинг.76-е место по качеству жизни населения в рейтинге агентства «Национальные кредитные рейтинги» по заказу РБК».
Создание в Таштыпском районе природного парка «Маранкульский» отнесено к группе «прочие события».
Если говорить об общероссийской повестке в целом, то по данным Фонда, в апреле обозначился окончательный переход в региональной жизни от коронавирусной повестки к предвыборной.
Проявлениями этого стали следующие факторы.
Проведение ротации глав 3 из 7 регионов, чьи полномочия завершаются осенью, - Северной Осетии, Тувы и Ульяновской области.
К настоящему времени не прояснилась судьба еще 4 руководителей - Карачаево-Черкесии, Чечни, Тверской и Тульской областей. В целом неподпадание под апрельскую ротацию воспринимается скорее как благоприятный знак для карьер глав большинства перечисленных регионов, однако техническая возможность для перестановок сохраняется. Кроме того, остается интригой, означает ли переход к КПРФ Ульяновской области свидетельством расширения губернаторской «квоты» КПРФ до уровня ЛДПР в 3 региона (наряду с Хакасией и Орловской областью) или же речь идет о размене с проведением впоследствии ротации в Хакасии.
Усиление социальной составляющей в риторике федеральной власти, зафиксированное в апрельском послании президента Федеральному собранию. Пока сохраняется неопределенность вокруг ряда деталей обозначенных в послании инициатив - от условий бесплатного подключения газа к домохозяйствам до путей обеспечения стабильности региональных и муниципальных финансов (заседание Госсовета по этой теме проанонсировано на лето).
Оперативная нейтрализация возможных негативных последствий вокруг заявлений вице-премьера Марата Хуснуллина о возможном укрупнении регионов. Хотя эта тема периодически всплывает в повестке, ее актуализация была мало желательной с предвыборной точки зрения и в целом трудно объяснимой. Это касается как настроений элит, заинтересованных в стабилизации своего статуса, так и самоощущения населения, для которого территориальная идентичность играет заметную роль или, по меньшей мере, привычна, а внезапное изменение статуса чревато актуализацией старых противоречий с соседями и нарастанием ощущения периферийности.
Постепенное вымывание коронавируса из текущей повестки. Сохранение неблагоприятной статистики по числу заражений и избыточной смертности, низкие темпы вакцинации, объявление «длинных выходных» затрудняют использование на выборах риторики «победы над вирусом», тем более что интерес общества к этой теме продолжает падать.
С учетом этого происходит снижение акцента на собственно проблематике пандемии. Как следствие, даже «длинные выходные» в мае формально связывались с темой роста заражений, но не сопровождались ни нарастанием ограничительных мер, ни усиленной риторикой чиновников о целесообразности ограничения социальных контактов.