Никак не думал, что сам стану жертвой кибермошенников. Точнее, “поведусь” на сообщение об акции о продаже мобильных телефонов со скидкой 70%, проводимой, якобы “М.Видео”! О том, как не стать жертвой интернет-мошенничества, читайте в этой статье.
Сразу скажу, что не имею к этому мессенджеру никаких претензий и регулярно получаю по нему оповещения об акциях из “Пятерочки”, “Ленты” и других торговых сетей, поэтому и отнёсся к сообщению из “М.Видео” как к взаправдашнему. В результате стал жертвой интернет-мошенников или мессенджер-жуликов, или как их там правильно называть… :-D
Опять же, не повёлся бы на это сообщение и не перечислил бы мошенникам денег, если бы накануне сам не посетил “М.Видео”! Однако, обо всём по порядку.
Открываю я на днях утром “Вайбер” и вижу такое сообщение:
Перехожу по ссылке и вижу, что предложение действительно ограничено, что часики акции тикают:
Телефончик как раз по характеристикам такой, как мне надо, цена – вообще мечта! И вчера мне в “М.Видео” девушка на кассе как раз говорила, что если я скачаю себе на телефон их приложение, они и 500 рублей в баллах мне зачислят, и про разные акции оперативно оповещать будут. Ну, думаю, как всё хорошо сходится, однако!
Еще раз прочитал характеристики смартфона, долистал сайт до самого низа, прочитал там координаты “М.Видео”, а часики-то тикают, время акции-то уходит!
У меня самого телефон куплен 2 года и 2 месяца назад, ASUS ZD552KL, много нареканий накопилось, пора про него отдельную статью писать. А про “Сяоми” слышал только положительные отзывы, да всего-то за три тыщи рублей почему бы и не попробовать? ;-)
Добавил телефон в корзину, выбрав модель синего цвета.
Появилось сообщение о необходимости заполнить данные для бесплатной доставки телефона на дом. Там было всё серьёзно: надо было указать адрес, телефон, электронную почту, полностью ФИО, что я и сделал, будучи законопослушным гражданином. (А потом мы ещё удивляемся, как это при звонке мошенники по имени-отчеству называют нас, произносят правильный адрес - вот это и есть та самая “социальная инженерия”, о которой пишут в интернете, и эти данные могут быть использованы мошенниками против нас многократно).
Затем на экране смартфона высветилось сообщение о том, что необходимо перечислить за товар оплату, что я и сделал.
Также высветилось сообщение, что будет списана комиссия в размере 100 рублей, то есть в итоге с моей банковской карты улетело 3 090 рублей.
Обратите внимание в верхней части скриншота на название платежной системы Paycards. Оказывается, она – косвенный признак мошеннических интернет-магазинов. Правда, пока не начнете перечислять деньги, вы не увидите их логотип. Он очень похож на лого известной платежной системы PayPal.
Однако, об этом чуть позже.
После того, как я ввел все необходимые данные для оплаты, и с моей карты была списана сумма 3 090 рублей, мне, как положено, пришло СМС-оповещение о списании денег с карты:
Затем я вернулся на сайт и увидел сообщение следующего содержания:
Естественно, отдавать 999 рублей за обещанную сначала бесплатную доставку мне совсем не хотелось. Тем более, недалеко от моего офиса есть магазин “М.Видео” и мне было бы очень удобно получить оплаченный смартфон там. Вот тут-то я наконец-то и догадался позвонить в “М.Видео”!
Молодой человек на другом конце провода в ответ на мой рассказ о готовности получить в магазине оплаченный телефон по акции со скидкой 70% сказал, что сейчас кое-что уточнит. Вернувшись на линию, он сказал мне, что никакой акции со смартфонами Xiaomi не проводится и что я, по-видимому, стал жертвой интернет-мошенников. При этом он ещё и извинился передо мной!
Хорошо, что я сам регулярно читаю обзоры новых видов интернет-обманов, дабы не попадаться на удочку мошенников из всемирной паутины – поэтому сразу же позвонил в свой банк, чтобы заблокировать карту. Это необходимо для предотвращения дальнейших списаний денег с банковской карты: ведь CVC-код теперь известен мошенниками, и они могут сами распорядиться находящимися на ней средствами. А ещё я хотел отменить последнюю транзакцию.
Девушка из банковского колл-центра сказала мне, что если я ввёл код из СМС для отправки денег интернет-мошенникам, то, скорее всего, денег уже возвратить не удастся. А вот заблокировать карту банк может. А если я схожу в полицию, подам заявление и принесу в банк так называемый “полицейский талон”, то банк рассмотрит моё заявление о возможной отмене транзакции – таков порядок.
Я решил пройти этот путь до конца, так как моя принципиальная позиция – “вор должен сидеть в тюрьме!” Ведь это меня “нагрели” на небольшую сумму, а если в результате такой рассылки по ста тысячам человек хотя бы 1% заплатил эти же 3 090 рублей, то мошенники только за 1 день заработали более трех миллионов рублей! На самом же деле рассылка в ”Вайбере” может пройти и по миллиону абонентов, а попасться на такую акцию могут десятки тысяч людей – так что заработок кибермошенников может быть просто астрономическим! Я быстренько наделал скрин-шотов, которые вы уже видели в этой статье, а потом нажал в ”Вайбере” на строчку “Это спам” – и, как оказалось, мошенническое сообщение безвозвратно улетело! При этом мелькнула строчка с номером телефона-отправителя, которая до того не была видна! А в функциях мессенджера я не смог найти, как посмотреть номер телефона отправленного в спам сообщения, да и саму папку “Спам” найти не удалось! А очень жаль… Хотя, с другой стороны, преступники, скорее всего, каждый раз выбрасывают сим-карту после проведения такой акции и заводят новую.
Так как в банк мне всё равно надо будет идти для того, чтобы выпустить новую карту, я решил-таки сначала посетить полицию и подать заявление, что стал жертвой кибермошенников. Этому пришлось посвятить пару часов на следующий день.
Первый раз побывал я в дежурной части полиции. Снаружи она казалась такой неприступной, что взять ее можно лишь на танке!
Однако, как оказалось, внутри работают добрые и отзывчивые люди. Правда, пока освободится человек, который побеседует со мной и примет заявление, пришлось подождать в “приёмном покое” минут 20. Молодой лейтенант провёл меня на четвертый этаж, с моих слов заполнил на компьютере заявление, я его прочитал, затем мы заполнили еще одну бумажку. Он с самого начала скептически отнёсся к моей затее и сказал, что вряд ли банк вернёт мне деньги. В общем, через 40 минут я уже спускался вниз и думал, что сейчас получу вожделенный полицейский талон! К сожалению, не тут-то было! Оказалось, что мне ещё предстоит встреча с дознавателем, а уже после этого мне выпишут этот самый талон. Минут десять я ждал, а потом мне сказали, что я могу не меньше, чем на часок, сходить в ближайший “МакДоналдс” попить чайку, погулять, а потом дознаватель освободится. Пришлось последовать этому совету…
Минут за пять до назначенного времени мне позвонила дежурная и спросила, приду ли я на беседу с дознавателем. Я как раз был уже у здания полиции. На этот раз встреча проходила на втором этаже. Статная красавица-брюнетка в форме майора уточнила у меня кое-какие подробности, мы мило побеседовали, с меня взяли письменное обещание, что я принесу выписку из банка (это несмотря на то, что был скриншот СМС-оповещения о снятии денег с моей карты), затем дознаватель распечатала еще одну бумагу, на которой я расписался, и снова минут через сорок я был свободен. Теперь внизу в “дежурке” я уже получил вожделенный полицейский талон:
Осталась последняя инстанция – банк. “Заявление о спорной операции” – вот как называется стандартный бланк, который я там заполнил. При этом персонал банка тоже был скептически настроен по поводу того, что я смогу вернуть свои деньги. Дать ответ банк должен в течение 30 дней, так что я обязательно напишу, чем кончилась моя попытка!
Кстати, в банковской выписке тоже фигурировал “Комфортсервис Москва” как получатель оплаты.
Однако, это может быть так называемая “фирма-однодневка”, зарегистрированная на бомжа, а приходящие на неё деньги, как мне сказали в банке, тут же перечисляются на банковские карты частных лиц – так что расчетный счет может быть пустым и вернуть оттуда деньги по этой причине как раз и невозможно! Указанный в выписке ИНН – это ИНН моего банка, а не “Комфортсервиса”, но правоохранительным органам, я думаю, банк смог бы сообщить и ИНН именно этой самой фирмы. Наверное, не я один такой обманутый, да и заблокировать расчетный счет “Комфортсервиса” можно было бы уже по моему заявлению – а то вон сколько предпринимателей жаловались последние несколько лет, что их расчетные счета блокируют якобы из-за подозрительных транзакций! А те, кто на самом деле занимаются подозрительными транзакциями, не знают никаких проблем и продолжают ими заниматься!
Очень интересную информацию нашел я позже в инете и про платежную систему Paycards: “Платежная система Paycards — мошеннический интернет-ресурс, размещенный по адресу Paycards.com”. Вот скриншот про них:
То есть официально известно, что “Платежная система Paycards не является платежной системой в прямом понимании этого термина. Она не хранит ваши деньги, а использует посторонние сервисы для приема оплат при помощи данных банковских карт, собранных на их фишинговых страницах оплаты. Поэтому сама система Paycards вывод денег не предоставляет, так как у них их просто нет в наличии. Ваши деньги могут быть где угодно, но только не в системе Paycards”.
Звонить по указанному московскому телефону я не стал – а вдруг он платный? Тогда и со счета моего мобильного телефона улетят все деньги! Самое лучшее – это пойти с заявлением в полицию, там ведь есть целый отдел по борьбе с киберпреступлениями – пусть его специалисты и разбираются!
Итак, теперь уже по личному опыту: как надо действовать, чтобы не стать жертвой интернет-мошенников и киберпреступников:
- получив по любому из мессенджеров сообщение о заманчивой акции, сначала позвоните в сам магазин-устроитель этой акции. Если бы я начал с этого, то не лишился бы 3 090 руб. Может, кому-то это сумма покажется совсем не серьёзной. Однако, ничего не мешало мошенникам рассылать и сообщение об акции со скидкой 70% на IPhone, скажем, за 20 000 руб вместо 60 000 руб. Тогда я мог бы лишиться и 20 000 руб!
-обратите внимание на правильное написание сайта интернет-магазина. Даже если дизайн сайта, на который вы перешли по ссылке, “схож до степени смешения” с сайтом известного ритейлера, то адрес будет слегка отличаться: я не обратил внимание, что ссылка ведет на сайт video.mcdpmp.xyz, а не на https://www.mvideo.ru (см. второй и третий скриншоты в начале статьи).
- еще один признак мошенничества – прием платежей через систему Paycards. Так что если вы по каким-либо причинам не обратили внимание на два предыдущих момента, на этом третьем этапе обязательно остановитесь и не посылайте киберпреступникам своих денег!
Удачи вам! И да хранит вас Господь от интернет-мошенников!
P.S. Через восемь дней после того, как я подал в Кредит Европа Банк на их стандартном бланке Заявление о спорной операции, я получил СМС из банка, которое гласило:
“Уважаемый клиент! Ваше заявление от 11.05.2021 года рассмотрено Банком. Указанная в заявлении операция была проведена на сайте-участнике 3-D Secure Service. Поскольку при проведении операции был верно введен код, высланный на Ваш телефон, не подлежащий разглашению, (и иное лицо могло совершить операцию только в случае нарушения Вами порядка использования карты), Банк принял решение отказать в возмещении оспариваемой операции. АО Кредит Европа Банк (Россия).”
И всё было бы правильно, и я бы не пытался оспаривать действия банка, если бы только не единственный нюанс: на момент моего звонка в банк и еще 2 дня транзакция НЕ была проведена!!! Если деньги были списаны со счета моей карты 9 мая, а 7 мая я звонил в банк и принял все меры для отмены этой транзакции, то позиция банка кажется весьма странной! Поэтому все свои соображения по этому поводу я изложил еще на одном заявлении, которое отнес в банк 24 мая. Прошло 8 дней, пока банк молчит. Самому интересно, что будет дальше…
Кстати, если вас или ваших друзей таки угораздило хоть раз “попасться на удочку” и лишиться денег – поделитесь, пожалуйста, личной историей в комментариях!
Понравилась статья? Ставьте “лайк”! А чтобы не пропустить новой интересной информации и узнать, вернул ли мне банк деньги – подписывайтесь на мой блог.