Вчера, как и обещала, уселась писать про книги о войне, о детях на войне, которые читала, будучи сама еще ребенком.
А потом вдруг вспомнила, что приятельница прислала мне ссылку на сайт "Память народа", где можно найти своих предков, воевавших в Великую Отечественную.
Полезла глянуть.
А про своих предков вообще я знала - ничего и еще столько же. Вот серьезно.
С маминой стороны - абсолютно глухо. С отцовой - бабушка только говорила, что, дескать, её отец призвался в начале войны и практически через 2-3 месяца пришло извещение, что "пропал без вести".
И на этом всё. Как понимаю, запросы никто никуда не делал, а если и делали сразу после войны, то ничего не нашлось, тк таких запросов было ну ооочень много.
Само извещение я тоже не видела, разумеется. У бабушки его не было, а прабабушку свою я не знала.
И еще одно вступление - моё подсознание почему-то ооочень сфокусировано на такой теме той войны, как концлагеря и гетто. Регулярно и весьма часто снятся сны, будто я то в концлагере, то в гетто, то просто в оккупации (но последний вариант реже). Некоторые подруги говорят, что потому, дескать, что меня всегда интересовала и интересует тема войны, вот оно во снах и лезет.
Но почему меня так прёт именно на плен? Мне редко снятся сны, где я воюю, где я в составе Советской Армии. Никогда не снилось, будто я в блокадном Ленинграде, несмотря на чтение сильнейших книг на эту тему. А вот именно плен - постоянно.
Я одно время уж думала даже, что это мне не нравится та обстановка, что вокруг меня и подсознание ассоциирует это с пленом...но условия жизни были разные, иногда - очень даже для меня во всех отношениях хорошие. А сны никуда не девались.
И да, еще я очень не люблю немецкий язык и при всей моей любви к "пряничным" домикам и деревушкам, не мечтала побывать, например, в Баварии, где этих самых деревушек - завались.
Опять же, подруги валят всё на подсознательную неприязнь после книг и фильмов о войне. Но почему тогда у меня нет неприязни к румынам, например, которые были "на подхвате" у немецкой армии? И я б с удовольствием в этой самой Румынии побывала.
Нет неприязни к украинцам, несмотря на самое большое, наверное, количество полицаев из местных на душу населения... О чем я часто читала, да взять ту же "Молодую гвардию", например...
И в Украине бы я с удовольствием тоже посмотрела некоторые города.
А вот в плане Германии и Австрии какой-то блок. Нет явной неприязни, но - не хочу, не могу, бесплатно не надо.
Так что я очень сомневалась, что дело только в кино и книжках.
И вот вчера, не успев начать поиск, натыкаюсь на ... своего прадеда. Декасова Романа Михайловича. И место рождения и жительства то же, и бабушка у меня - Романовна. И фото, если усы убрать - копия мой отец и отцов двоюродный брат.
Правда, на сайте он указан как ДекаЗов, но букву s по разному же можно произносить.
Так вот, выясняется, что мой прадед, действительно практически в самом начале войны, в октябре 1941 года, попал в плен. Дело было в Дисне, в Беларуси. Правда, на тот момент гитлеровцы город уже прочно заняли, и как он там оказался, я не совсем поняла. Может, в боях за другие рядом лежащие города, в окружение попали, или Дисну отбить пытались?
Потом был отправлен в концлагерь шталаг XII E, который находиля в Польше, рядом с г.Замбров, где и погиб в июне 42-го.
Вот честно - до сих пор пребываю в легком шоке. Не думала, что меня это может сильно удивить, но я не то, что удивлена, я вообще растеряна, выбита из колеи..
Раньше, когда я читала книги и там герои узнавали что-то о предках, впечатлялись и начали дальше искать, я очень скептически к этому относилась. Думала - ну что за фантазии, они никогда не знали этого человека, в глаза не видели, неужели прям так интересно, что нужно хвост задрав, куда-то мчаться?!
Ну то есть я могла понять, что кто-то просто полазил в интернете в поиске, ну сделал запрос в какой-либо архив. Но когда люди ехали куда-то, чтоб просто побывать там (например на месте того боя, где погиб предок), думала, что это - сентиментальная фантазия авторов.
А сейчас сама прям очень хочу поехать. И в Дисну и в Замбров (когда границы откроют).
Хотя лагерь как музей не сохранился, только рядом в Замброве есть захоронения советских воинов. Но, думаю, тех, кто в концлагере умер, закапывали там же, на территории. Крематории в 42 не были, вроде, так распространены еще. И вообще про этот лагерь известно очень-очень мало.
Но хочу побывать именно в том поле, где был этот лагерь...
Вот так вот...
И да. У нас с моим прадедом - одна дата рождения - 18 ноября.
Вот и не верь после этого в память Рода, в какие-то подобные вещи на уровне подсознания, генетической или родовой памяти (не знаю, как это правильно называется).
Поэтому, конечно, пост про книги отодвинулся. Я сегодня только и делаю, помимо работы, что пытаюсь привыкнуть к той мысли, что все, что я видела в музеях, связанных с концлагерями, и что читала, относится и к моему прадеду. И достаю друзей этой информацией.
Вот так вот...