Найти тему

Как Хаяо Миядзаки перевернул моё восприятие мультфильмов

Скажу сразу - я не фанат аниме, но и не испытываю к нему ненависть. Я занимаю чёткую позицию нейтралитета, исходя из которой вполне могу посмотреть какой-нибудь хороший сериал или полнометражный проект.

И главный человек, который повлиял на моё мнение после неудачного опыта с Наруто - режиссёр Хаяо Миядзаки.

Хаяо Миядзаки на премии "Оскар"
Хаяо Миядзаки на премии "Оскар"

Историческая справка - с 1964 года Хаяо Миядзаки работал сценаристом в разных японских анимационных студиях, а в 1985 году вместе с коллегой Исао Такахатой основал легендарную студию - Studio Ghibli. С тех пор, японский режиссёр и сценарист радует и удивляет весь мир своими работами.

Под режиссурой Хаяо в студии Гибли вышло 10 полнометражных мультфильмов, а также ожидается релиз 11. Каждый из мультфильмов имеет оценки не ниже 8 из 10 на всех популярных сайтах, посвящённых анимации или аниме.

И чем же цепляют мультфильмы этого гениального японского режиссёра? Лично я для себя сформулировал один тезис.

Мультфильмы Хаяо Миядзаки наделены душой. Весь проект разом. Каждый персонаж, играющий какую-либо роль в мультфильме, даже если эта роль массовки, имеет свою душу. Каждый предмет, который окружает героев также наделён своей душой. Каждое действие, которое происходит с героями или ими же осуществляется, вызывает у зрителя эмоцию.

Для наглядности приведу пару примеров его работ. К примеру, мультфильм Унесённые призраками, с которого лично у меня началось знакомство с творчеством гениального режиссёра.

Кадр из мультфильма "Унесённые призраками"
Кадр из мультфильма "Унесённые призраками"

Этот мультфильм является одним из самых популярных среди работ Хаяо Миядзаки. В принципе, я могу понять почему. Этот мультфильм с самых первых минут не отпускает тебя от повествования и не позволяет отвлечься. Своей анимацией, музыкой, мимикой главной героини и окружающих людей мультфильм моментально вводит тебя в увлекательное приключение, доступное только на экране вашего устройства.

Каждая минута мультфильма обязательно вызывает какую-либо эмоцию, но при этом так, чтобы это не надоедало зрителю. Некоторые моменты будут вызывать у вас мурашки от удовольствия, некоторые животный страх, некоторые умиление. Каждое действие соответствует той эмоции, которую оно должно вызвать у зрителя.

Как мне кажется, эта особенность мультфильмов и выделяет Миядзаки среди всех остальных режиссёров и сценаристов как в жанре аниме, так и в жанре анимации в целом.

Каждый мультфильм Хаяо Миядзаки я могу назвать любимым, но всё же выделю один из них как особо запомнившийся. Это мультфильм Ходячий замок.

Кадр из мультфильма "Ходячий замок"
Кадр из мультфильма "Ходячий замок"

В этом мультфильме я выделил для себя ещё одну особенность гениального режиссёра, которую можно описать цитатой самого Хаяо Миядзаки:

Я перестал верить в неписаное правило о том, что, если мальчик и девочка появляются вместе в фильме или книге, между ними должна возникнуть романтическая связь. Вместо этого я хочу показать немного другие отношения, где каждый вдохновляет другого жить – и если у меня получается, то я, похоже, приближаюсь к тому, чтобы показать настоящую любовь.

Действительно, любовные линии, которые выстраиваются в мультфильмах японского сценариста и режиссёра, удивляют меня снова и снова. Даже когда я пересматриваю мультфильмы, которые смотрел уже по несколько раз, я снова и снова даю волю своим эмоциям, и иногда даже слезам.

Для меня важно, чтобы мультфильм вызывал эмоции. Это может быть всплеск нескольких эмоций сразу, или одна стойкая эмоция, сохраняющаяся всё время просмотра, но эта эмоция должна быть, и она обязана быть яркой. Только тогда мультфильм выполняет свою задачу, погружая нас в совсем другой мир, отличный от нашего.

Как мне кажется, Хаяо Миядзаки прекрасно справляется с этой задачей как сценарист и режиссёр, именно поэтому его мультфильмы надолго заседают в памяти смотрящего. Я лишь могу вам посоветовать обратиться к его искусству и посмотреть всего его работы.