Что такое «южный рок»? Казалось бы, всё просто. Но на самом деле это не менее сложно, чем ответить на вопрос, а что такое рок? Одно можно сказать точно: это чисто американский феномен. Да, были группы из других стран, которые приложили руку к этому направлению - например, японцы Idlewild South, названные так в честь альбома Allman Brothers. Но в основном, все они не слишком убедительны.
Видимо, чтобы достойно играть южный рок, надо всё-таки родиться в одном из южных штатов США, с детства слышать кантри и иметь за плечами несколько поколений, ходивших под флагом Конфедерации.
Итак, южный рок - это самогон и блюз, деревенщина и кантри, свобода и Конфедерация.
Южный рок начался в конце 1960-х во многом благодаря таким группам, как Creedence Clearwater Revival и The Allman Brothers Band, и достиг совершеннолетия с Lynyrd Skynyrd.
Ключевые группы южного рока - это Black Oak Arkansas, Blackfoot, Molly Hatchet, 38 Special и The Outlaws (не путать с британской группой с таким же названием, в которой начинал Ричи Блэкмор).
Он простирается от практически «тру» кантри с группами The Charlie Daniels Band и The Marshall Tucker Band, и до свамп-метала Corrosion Of Conformity и Down, вплоть до экстремальной Pantera.
Куда ни глянь в современном роке и метале, везде можно увидеть тень руки Юга и его однозначное влияние. Как бы звучали The Black Crowes без этого? А Black Label Society? А Кид Рок?
Видимо, южный рок более, чем любая другая ветка классического рока, остаётся неизменным с течением времени. Стенания гитар, подогреваемые тестостероном, и при этом, как и в классическом вестерне, в южном роке есть что-то анахроничное, но очаровательное.
Он выжил и процветал в своей собственной среде на протяжении полувека, порождая некоторые из величайших музыкальных произведений нашего времени, в то время как творчество более современных групп, типа Blackberry Smoke, можно рассматривать как доказательство того, что это явление - нечто большее, чем просто яркая вспышка 50-летней давности.
Лучшие альбомы:
Lynyrd Skynyrd - Pronounced Leh-nerd Skin-nerd, 1973
Практически все работы Skynyrd до авиакатастрофы можно рассматривать как лучшие, но именно их дебютный альбом определил не только стиль группы, но и во многих отношениях весь южный рок. Ни одна южная группа не сравнится с этим релизом по музыкальности, классным песням и неумеренности.
Непрерывная пальба гитар и занимательные повествования вокалиста Ронни Ван Занта - все это переполняет песни Friday’s Gone, Gimme Three Steps и Simple Man. А Free Bird?… Это, несомненно, воистину одно из величайших произведений в рок-музыке.
Великолепная запись!
ZZ Top - Tres Hombres, 1973
ZZ Top реально южная группа? Или нет? Споры бушевали годами, но истина заключается в том, что хотя, например, такая песня, как The Li’l Ol’ Band From Texas, находится далеко от главной магистрали этого направления, их общее музыкальное наследие однозначно там.
Многие считают Eliminator 1983 года самой лучшей записью техасского трио, но Tres Hombres.... Именно тут можно услышать, как их уникальное прочтение блюза, каджун - луизианской версии кантри, фанка и хард-рока, плюс еще их юмор, доводимый порой до абсурда - пустили корни. Песни Jesus Just Left Chicago, Beer Drinkers & Hell Raisers и (её просто невозможно не упомянуть) La Grange вывели группу из неизвестности в высшую лигу рока.
Обратите внимание на технику правой руки Билли, южный рок и чиккен пикинг - близнецы-братья, хотя Закк Уайлд, в бытность свою молодым гитаристом, рассказывал, что боялся, как бы Оззи Осборн не разбил гитару об его голову за такие штучки!
Molly Hatchet - Flirtin’ With Disaster, 1979
Это второй альбом группы из Джексонвилля, которая позднее была обречена на то, чтобы оказаться в тени Lynyrd Skynyrd. Тем не менее, более тяжёлый подход группы к стилю в сочетании с такими монументальными песнями, как Whiskey Man и Boogie No More, помогли сделать этот альбом их самым продаваемым в Америке.
Голос Дэнни Джо Брауна и их фирменное безумие трёх гитар сделали Molly Hatchet предельно узнаваемыми - как на концертах, так и в студии. И удачное оформление конверта Фрэнком Фразеттой дополнительно помогло привлечь внимание к группе. Они были близки к тому, чтобы повторить свой успех в 1983 году с альбомом No Guts… No Glory, но всё же Flirtin’ With Disaster - по-прежнему их лучший релиз.
Blackfoot - Highway Song – Live, 1982
Рики Медлок и его коллеги разогревали Scorpions в 1980 году в Британии. Два года спустя, поддерживая свой альбом Marauder, четверка вернулась в Британию уже хедлайнерами - и здесь записала то, что стало их концертным альбомом. У черноногих всегда был свой собственный взгляд на южный рок, блестяще проявленный ими в концертном исполнении песен Every Man Should Know (Queenie), Train и Dry County. Но лучше всего это можно услышать в заглавном треке альбома Highway Song.
Black Oak Arkansas - High On The Hog, 1973
Black Oak Arkansas, никогда не пользовавшиеся большим уважением за пределами Штатов, представляли собой жизнерадостное сочетание безумия, и гедонистических настроений, наиболее точно передаваемых фразой «как мне хорошо на заднем сиденье папиного кадиллака».
Они начали в середине 60-х, но окончательно нашли свою нишу, выпустив этот альбом, который наболее может похвастаться выдающейся кавер-версией классической песни Джима Денди LaVern Baker, Swimmin’ In Quicksand, явно вдохновленной группой Funkadelic и красивой инструментальной Moonshine Sonata.
The Allman Brothers Band - At Fillmore East, 1971
Один из братьев, Грегг, женился на поп-звезде Шер; другой, Дуэйн, погиб в аварии на мотоцикле. Вдвоём они запросто могут претендовать на звание отцов-основателей южного стиля.
Сформировав группу в 1969 году, они были постоянно на уровне в своих живых выступлениях, и эта запись представляет Allmans в их стихии.
Концертник, записанный в марте 1971 года во время серии выступлений в культовом Fillmore East - это не просто демонстрация их песен с возмутительно уверенной музыкальностью. Это потрясающее свидетельство гибкости и разнообразия Allmans.
Doc Holliday - Rides Again, 1982
К тому моменту, когда им было уже 10 лет, многие считали, что Doc Holliday перенесут своё видение южного рока в 80-е. Однако, хотя они очень подвели себя выпуском в 1983-м альбома Modern Medicine (представьте себе зизитоповский Eliminator, но без бюджета и мозгов), Rides Again точно показывает, чего они могли бы достичь.
В нем есть все фирменные черты классического южного рока, послушайте Last Ride и Southern Man. И еще у них была эпическая Lonesome Guitar в стиле линидскинидовской Free Bird, песня, которая явно не почувствует себя ущемлённой в сравнении с этим шедевром.
.38 Special - Wild-Eyed Southern Boys, 1981
Есть мнение, что .38 Special играют в более коммерческом стиле, чем большинство южных групп, и этим можно объяснить их значительно больший успех в чартах.
Под руководством Донни Ван Занта, младшего брата Ронни, они выпустили свой первый хит-сингл с этого альбома Hold On Loosely, а сам альбом, их четвертый - разошелся в Штатах тиражом более миллиона копий.
Honky Tonk Dancer и заглавный трек захватывают мгновенно. Пластинка, в которой очень аккуратненько сочетаются AОР и южный рок, стала вершиной карьеры группы. Интересно, что только в Штатах - Британия всегда оставалась невосприимчивой к чарам .38 Special.
The Outlaws - Hurry Sundown, 1977
Третий альбом группы из Тампы привнес кантри в их первоначально сдержанный хард-рок.
Интересно, что он был записан с продюсером Биллом Шимчиком, который много работал с The Eagles; этот опыт позволил ему довести до совершенства вокальные раскладки The Outlaws, и до этого являющиеся фирменным ключевым моментом их творчества.
В Gunsmoke они использовали три гитары, а Хью Томассон сыграл на банджо в So Afraid. Заглавный трек подлучился чем-то вроде второстепенного хита, но настоящей классикой стала Night Wines, запоминающаяся вокалом Билли Джонса, некой душевной мягкостью, которую редко можно встретить в мачо-подходе южного рока.
The Georgia Satellites - Georgia Satellites, 1986
The Georgia Satellites установили свой собственный аллюр одноименным дебютом 1986 года, в котором достаточно гитар с упомянутым уже выше чиккен скратчем, чтобы получить достойное место среди групп южного рока.
Несколько чванливая Keep Your Hands To Yourself стала реальным хитом, заложив при этом основу для более позднего использования Нэшвиллом громких гитар, и держалась на вершине американского чарта, чередуясь там с Livin' On A Prayer Джона Бон Джови.
Однако - нет, это не альбом одного хита!
Есть еще великолепное брыкливое буги Railroad Steel, плюс кавер-версии песен Battleship Chains группы The Woods и Every Picture Tell A Story группы The Faces.