Найти в Дзене
InFocus

ГОТОВ ЛИ «ЦИФРОВОЙ СПЕЦНАЗ» К ПРОРЫВУ?

Цифровая революция в высшей школе рискует задержаться

На прошедшей праздничной неделе вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что Минцифры России совместно с Университетом «Иннополис» создали консорциум образовательных организаций, которые будут заниматься подготовкой кадров для цифровой экономики. В состав консорциума уже вошли 185 организаций высшего и 101 организация среднего профессионального образования со всей России. Список будет расширяться за счет вступления новых образовательных организаций.

Из озвученной вице-премьером информации можно понять основные задачи консорциума:

— аудит уровня компетентности преподавателей и сотрудников  учебных заведений, вошедших в консорциум;

— оценка уровня знаний студентов  учебных заведений;

— обучение преподавателей и методистов;

— актуализация рабочих программ цифровых дисциплин и образовательных модулей в соответствии с запросами реального сектора экономики.

В соответствии с планами консорциума с 1 сентября этого года студенты должны начать учиться по обновленным программам.

Давайте вернемся на два месяца назад. В начале марта в Казани на базе Университета «Иннополис» Дмитрий Чернышенко провел крупное совещание с ректорами высших учебных заведений страны. Именно с трибуны этого форума было заявлено о необходимости прорыва в сфере цифровизации профессионального образования.

-2

О необходимости подготовить «цифровой спецназ» заявил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко

Напомню, о чем шла речь на совещании ректоров. Руководителям вузов была поставлена задача закрыть дефицит кадров по IT-специальностям, для этого нужно подготовить в ближайшие годы от 700 тысяч до 1 млн специалистов. Будущим специалистам должен кто-то преподавать, поэтому до 2024 года необходимо переобучить около 80 тысяч преподавателей по цифровым специальностям, причем уже в этом году должно быть переподготовлено 16 тысяч педагогов. В каждом вузе, по требованию Дмитрия Чернышенко, должен появиться отдельный проректор по цифровой трансформации («цифровой спецназ» — термин вице-премьера), который, судя по всему, и должен возглавить цифровой прорыв в отдельно взятом университете.

Создание консорциума вузов – это, по сути, первый реальный шаг по реализации задач, сформулированных на мартовском совещании. Задачи, конечно, важные и амбициозные, смущает только одно: будут ли они реально реализованы, или все закончится обычной кампанейщиной. Для подобных опасений есть свои причины. Посудите сами – на календаре середина мая, у студентов на носу сессия, затем каникулы, отпускной период у преподавателей. А по словам вице-премьера, вузы и колледжи, входящие в консорциум, должны успеть провести аудит уровня компетенций собственных преподавателей, разработать для них образовательные программы повышения квалификации, соответствующие их уровню готовности к освоению, обучить преподавателей по этим программам. Параллельно нужно оценить знания студентов в сфере цифровых технологий в каждом учебном заведении, обновить рабочие программы цифровых дисциплин и модулей. И 1 сентября войти в новый учебный год с новыми учебными программами. Есть серьезные подозрения, что все сведется к известному принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда» — преподаватели в очередной раз перепишут свои основные профессиональные и рабочие программы, добавив новые компетенции по требованию начальства. Им не привыкать!

-3

Темпы процесса цифровизации в высшей школе оставляют желать лучшего

А теперь о «цифровых проректорах». После казанского совещания прошло два месяца, и мы решили выяснить, появились ли в российских вузах новые топ-менеджеры, чем они занимаются? С таким вопросом мы обратились в к участникам группы «Высшее образование в России» в фейсбуке, объединяющей более пяти тысяч вузовских педагогов из разных уголков страны. Сразу же насторожило, что ответов поступило очень мало, а из немногочисленных сообщений выяснилось, что во многих вузах проректора по цифровой трансформации пока не назначили; где-то пошли по самому простому пути, делегировав «цифровые» функции проректору по другому направлению. Например, из одного университета сообщили, что у них цифровая трансформация поручена проректору по закупкам.

Будем объективны – в некоторых вузах действительно ввели ставку проректора по цифровой трансформации и подобрали специалиста на эту должность, но чем занимаются новоиспеченные топ-менеджеры наши респонденты сформулировать не смогли, что, согласитесь, немного смущает.

Поэтому «цифровой спецназ» возглавить прорыв в сфере цифровой трансформации профессионального образования пока не готов. И этому есть свои причины. Во-первых, пока трудно определить конкретную зону ответственности нового проректора, не ясно, как он будет делить «сферы влияния» с другими заместителями ректора. Наконец, может быть, самый главный вопрос – где вузам взять людей, готовых возглавить «цифровой прорыв»? Согласитесь, специалисты, профессионально разбирающиеся в проблемах цифровой трансформации и одновременно хорошо знакомые с процессами управления наукой и высшим образованием, на бирже труда не регистрируются.

Так что цифровая революция в высшей школе, возможно, может задержаться.

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»

Читайте больше материалов на нашем сайте