Найти тему
Киноамнезия

После инцидента в Казани: фильмы про school shooting, которые нужно показывать подросткам

Оглавление

Эти киноленты обнажают не только природу зла, но и добра.

Реакция общества на произошедшее в Казани лично меня не удивила. Родители вновь стали валить всё на школу, чиновники – ужесточать законы, а депутаты запрещать «адские игры» и под шумок проталкивать цензуру в интернете. На фоне этого инфошума опять замалчивается важная проблема – отсутствие воспитания в обществе. Последние четверть века в школе говорили: наше дело обучать, а не воспитывать. Родители считали, что их дело дать ребёнку всё необходимое, чтобы он развлекался. Не более того. Воспитание — это не обучение и не обеспечение, это нечто большее. Но это мало кто понимает. Поэтому тема school shooting до сих пор под запретом в семьях и в школе. Тем временем на треклятом Западе вышло достаточно много отличных драм, посвященных этому явлению в обществе. Представленные в обзоре киноленты не пропагандируют насилие. С помощью ярких образов, саспенса и отличной этнопсихологии режиссёры раскрывают не только природу зла, но и добра. Если вы действительно беспокоитесь о своих детях, то посмотрите вместе с ними киноленты, а затем постарайтесь ответить на неудобные для себя и ребёнка вопросы. С таких диалогов и начинается профилактика school shooting.

Фильмы про school shooting открывают глаза взрослым на безжалостный мир подростков
Фильмы про school shooting открывают глаза взрослым на безжалостный мир подростков

«Мгновение жизни», 2007 год

«Мгновение жизни» (ссылка на фильм) - сильнейшая драма с участием Умы Турман и Эван Рейчел Вуд. В этой киноленте Турман предстаёт не в образе загадочной тарантиновской героини, а женщины, 15 лет назад пережившей school shooting. Диана Турман типичная домохозяйка, взрослая замужняя женщина, воспитывающая восьмилетнюю дочь, но сомнения в устроенности своей жизни не проходят. В своих воспоминаниях женщина видит себя по-прежнему старшеклассницей, вместе с застенчивой подружкой Морин предающейся типичным девичьим фантазиями о парнях и светлом будущем. Но что-то не дает Диане покоя. Что-то, связанное с Морин и случившееся в день перестрелки.

Кадр из фильма "Мгновение жизни"
Кадр из фильма "Мгновение жизни"

Режиссёр Вадим Перельман сосредоточен не на природе зла. Ему стрелок неинтересен. Он пытается раскрыть психологию людей, которые становятся заложниками ситуации. В «Мгновении жизни» нападение на колледж напоминает лавину, которая накрывает учащихся. Это просто событие без чувств, эмоций, глубокого анализа. В своей киноленте Перельман тянется к учащимся колледжа, которые готовы отдать жизнь друг за друга, которые мечтают о светлом будущем, строят планы, хотят любить.

Мне нравится, как режиссёр использует ретроспективные кадры, чтобы рассказать нам о героине Турман в подростковом возрасте. Во многих фильмах воспоминания могут вывести нас из равновесия или снять напряжение, но в «Мгновении жизни» - всё иначе. Юная Диана Эван Рэйчел Вуд нагло вторгается в жизнь взрослой Дианы Турман. В результате зритель становится исследователем сложного характера женщины, которая своими воспоминания сводит себя с ума.

Кадр из фильма "Мгновение жизни"
Кадр из фильма "Мгновение жизни"

Финал в «Мгновении жизни» очень сильный. Он заставит задуматься, задать самому себе ряд вопросов. Уверен, после просмотра этой киноленты у многих подростков отпадёт желание с помощью автомата искать славы и разряжать обстановку.

«Школьный стрелок», 2012 год

Норман Ридус запомнился многим только по сериалу «Ходячие мертвецы» и игре Death Stranding. Хотя, Ридус – актёр широкого профиля. Так, девять лет назад он сыграл главную роль в драме «Школьный стрелок» (ссылка на фильм). В ней Ридусу досталась роль журналиста, который берёт интервью у шестнадцатилетнего школьника, застрелившего 42 человека в средней школе. В отличие от «Мгновения жизни» «Школьный стрелок» исследует природу зла. Через разговор журналиста с подростком зрители пытаются найти ответы на вопросы «что толкает подростка на расправу над сверстниками?», «почему школьники выбирают эту опасную дорогу, с которой уже не свернуть?»

Кадр из фильма "Школьный стрелок"
Кадр из фильма "Школьный стрелок"

Почему этот фильм важно посмотреть родителям и подросткам? В нём показано, как буллинг уничтожает личность подростка, стирает в его душе грани между добром и злом, взращивает монстра, способного на убийство. «Школьный стрелок» напоминает о том, насколько драгоценна человеческая жизнь, насколько важно слышать и понимать. Детский мир по своей натуре жесток. Об этом без стеснения говорит режиссёр фильма. «Школьный стрелок» - зеркало зрителей-подростков. Их отражение настолько уродливо, что, уверен, способно остановить травлю одноклассника, которую задумывают смотрящие эту драму дети. Иначе вырытый топор войны праведным огнём выжит их жизни.

«Класс», 2007 год

Девять лет назад эстонский режиссёр Ильмар Рааг снял драму «Класс» (ссылка на фильм), в которой раскрывает причину появления school shooting на постсоветском пространстве. Фильм разделён на семь частей — семь дней жизни главных героев школы, где произошло нападение. Эта кинолента рекомендована к просмотру эстонским школьникам. «Класс» стал одной из мер профилактики school shooting в этой прибалтийской стране.

Кадр из фильма "Класс"
Кадр из фильма "Класс"

В центре сюжета обычный парень из эстонской средней школы, который решается защитить своего одноклассника – жертву буллинга. Так начинается война между ним и неформальным лидером класса. Поскольку честь подростков - дело щекотливое, все заканчивается кровопролитием.

Есть много фильмов, которые оставляют у зрителя ощущение, что «жертва» могла бы что-то предпринять, найти выход из сложившейся ситуации. «Класс» говорит нам о том, что бороться с тотальным насилием невозможно. Когда ты видишь вокруг себя только зло, когда находишься в безвыходной ситуации, то попадаешь в ловушку, в которой оказываются главные герои «Класса». Для них выход только один - school shooting. Так, дети могут спасти не только свою честь, но и красиво уйти из жизни.

Кадр из фильма "Класс"
Кадр из фильма "Класс"

После просмотра этой эстонской драмы остаётся горькое послевкусие. Лично мне после увиденного захотелось приехать к племяннице и поговорить с ней по душам, протянуть руку помощи, в которой, возможно, она так нуждается.

«Апрельские дожди», 2009

В центре драмы «Апрельские дожди» (ссылка на фильм) группа выживших после стрельбы в школе. Парень по имени Шон – главный герой киноленты. Во время стрельбы его любимая погибает и далее описывается его жизнь. Помимо него в фильме показываются истории других людей. Например, парень по имени Джейсон, которого СМИ называют героем и фотография которого на обложках всех газет. Другого участника событий Ника, который дружил со стрелявшим, теперь тоже винят в произошедшем.

Кадр из фильма "Апрельские дожди"
Кадр из фильма "Апрельские дожди"

Поскольку общество увлечено «историей», ученики школы Джефферсон, пережившие трагедию, должны самостоятельно искать ответы на вопросы. После зверства трудно преодолеть разногласия, вызванные дезинформацией и назойливыми СМИ.

По оценке американских подростков, «Апрельские дожди» - очень эмоциональная история, снятая достаточно реалистично. Драма поднимает глобальную для всего мира проблему - насилие в школе. Поэтому школьники из США уверены: эту киноленты должны показать в странах, где произошли ЧП в школах.

В «Апрельских дождях» саспенс затрагивает выживших. Режиссёр раскрывает характеры детей, переживших трагедию и оставшихся один на один со своей болью.

Кадр из фильма "Апрельские дожди"
Кадр из фильма "Апрельские дожди"

Эта драма говорит взрослым, мол, отстаньте от детей, не делайте на них пиар, карьеру, не хайпайте на сломанных судьбах и не решайте свои корыстные задачи. Просто протяните руку помощи тем, кто сейчас в ней очень сильно нуждается. Иначе в мире не останется людей способных на милосердие…

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии", где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

Крепостные балерины: кто эксплуатирует одаренных детей и как этому помешать?

От Ватерлоо до Знакомьтесь, Джо Блэк: десятка горячих драм 70–90 – х годов

Добро пожаловать на грядки или нужна ли школам пятая трудовая четверть?