Вот буквально вчера. Стоит женщина с ребенком в парке, смотрит на уточек. А мимо идет мальчик лет шести, подходит демонстративно, ножкой топает, распугивает. Мама удивленно на незнакомого пацана посмотрела, а он ей ответил жестом – то ли кулак показал, то ли понятно какой знак. И папа рядом гордый прошел.
А вот в автобусе женщина двум подростками сказала, мол, не одни вы, дети рядом, материться-то на весь салон нельзя. Один замолчал, а второй посмотрел на нее вызывающе и сказал: «А чо ты мне сделаешь-то, а?» А вот и правда, что она сделает? Тем более все, кто еще в автобусе были, мужчины в том числе, предпочли не встревать. Ну, может, никто больше и не считал, что парень не прав…
Что это? Детский бунт и подростковое самоутверждение, которые можно перетерпеть? Или изначально искаженные, сломанные представления о мире и мужественности?
Окружающая действительность переполнена агрессией, озлоблением, хамством – и это не может не сказываться на детях. Они с ранних лет запоминают: сила – нет, не в правде, не в любви…
Сила – тупо в реальной силе, физической. И высшая форма жизни – это тот, кто ей обладает.
Очевидно, именно такими бесчеловечными понятиями руководствовался 19-летний стрелок, взявший ружье и пришедший расстреливать детей и женщин в казанскую школу.
В современном обществе существуют культ силы и привычка страха. Сильный может себе позволить все, потому что – «а кто что сделает?» А молчаливые окружающие просто не хотят связываться – опасно.
Многие теперь говорят: «раньше такого не было», а школа была «самым безопасным местом на свете». На самом деле, бывало, конечно, разное, в том числе и в школах, потому что и психически нездоровые люди, и преступники-нелюди бывают во все времена. Не такие частые, как сегодня, трагедии тогда старились не особенно афишировать. Откинем рассуждения о том, правильной ли была эта информационная политика, но факт остается фактом: люди не боялись делать замечания, останавливать хулиганов, реагировать на происходящее вокруг. И это тоже играло свою роль.
Вот только два дня назад вся страна праздновала 9 мая. Неудивительно, что сегодня казанского стрелка многие назвали «фашистом». А вот ведь что интересно: сохранившийся, например, в советском кинематографе образ солдата-победителя, шедшего вопреки всему к Победе, очень отличается от сегодняшних массовых представлений о современных супергероях-«качках». Тот настоящий, жизненный, а не придуманный герой был обычным человеком, не терпящим несправедливости, и именно потому вступающий часто в неравный бой, а не потому, что ему несложно поиграть мышцами и показать мощь своего оружия.
После каждой школьной трагедии (а они теперь происходят периодически) мы говорим о том, что это катастрофа – в мирное время бояться отпускать детей в школу. Но не только в этот острый и тяжелый момент необходимо помнить, что сила без правды и без любви несет только горе. Задача отца – объяснить это ребенку.
Плачем вместе со всеми, кто потерял близких в это страшное майское утро…
Александра Оболонкова, журнал для настоящих пап «Батя».