Найти тему
Джаз.Ру

Российские джазовые стандарты. Тема 2: «А снег идёт»

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Что такое джазовые стандарты? Это набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Причём темы эти — вовсе не обязательно джазовые по происхождению: джаз всеяден, многие мелодии, вошедшие в число «стандартов», были созданы вовсе не джазовыми музыкантами и совсем не обязательно в джазовой стилистике. При этом когда сами джазмены пишут музыку, далеко не каждая их 100% джазовая композиция становится стандартом. Значительная часть сегодняшних джазовых стандартов — мелодии из старых фильмов или мюзиклов, или поп-песенки своего времени, которые при первой записи могли звучать вовсе не в джазовой стилистике. Но главный критерий, по которому мы определяем, стала ли пьеса стандартом — это что 1) разные (!) джазовые музыканты 2) играют её по-своему, приспосабливая под свой стиль, меняя фактуру, стилистику, ритм и иногда даже гармонию, и 3) это происходит на протяжении многих лет, иногда — десятков лет.

У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике (не путать с исполнением поп-музыкантами каверов на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение, а стандарт — только повод для своего прочтения, как правило, с большой долей импровизации). Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

Ранее в серии: «Тёмная ночь» Никиты Богословского

«А снег идёт»

Музыка: Андрей Эшпай (1925-2015), слова: Евгений Евтушенко

Первый исполнитель — Майя Кристалинская и композитор Андрей Эшпай (оба фото 1960-х гг.)
Первый исполнитель — Майя Кристалинская и композитор Андрей Эшпай (оба фото 1960-х гг.)

Оригинал этой песни исполнила в 1961 г. Майя Кристалинская (1932-1985), записывая фонограмму для художественного фильма «Карьера Димы Горина». Тема «А снег идёт» уже и в оригинале звучала в свинговой ритмике с «шагающим» контрабасом, что облегчает её будущее «джазирование»: композитор Андрей Эшпай хорошо знал джазовую стилистику.

Джазовые версии:

2013. Фрагмент телешоу «Большой джаз» канала «Россия-Культура». Солируют конкурсанты — гитаристы Илья Зырянов, Сергей Чашкин и Максим Шибин; аккомпанирует Нью-Орлеанский Джаз-оркестр (New Orleans Jazz Orchestra), на первом плане барабанщик Адонис Роуз, тему без слов поёт вокалистка американского оркестра.

Автор этих строк писал тогда в подробном разборе телешоу:

Видимо, ради всё той же всемогущей телевизионной «картинки» оркестровый барабанщик Адонис Роуз был выдвинут на подиуме-«таблетке» в центр студии, впереди и оркестра, и гитаристов, отчего — утратив привычный визуальный контакт с оркестром и попав в изменившуюся акустическую ситуацию — сразу утратил и значительную часть своего упругого нью-орлеанского грува. Тем не менее, все трое гитаристов — Сергей Чашкин, Илья Зырянов и Максим Шибин — сыграли буквально «ноздря в ноздрю» и намного сильнее, чем это удалось всем троим в первой передаче.

2013. Пианист Иван Фармаковский в трио с контрабасистом Владимиром Кольцовым-Крутовым и барабанщиком Александром Зингером глубоко переработали материал исходной темы, создав собственную версию в стилистике современного джазового мэйнстрима.

2014. Оригинальную версию песни исполняют Валерий Сюткин и его Light Jazz при участии народного артиста России гитариста Алексея Кузнецова. В принципе, версия не так чтобы очень джазовая, Сюткин всё же эстрадный исполнитель; но честь и хвала популярному певцу за пропаганду джазовой стилистики — и слава легендарному гитаристу, который всего за несколько тактов успел добавить этой версии необходимый джазовый градус.

Трудно назвать стопроцентно джазовой и версию санкт-петербургского ВИА «Пролетарское танго». Сами себя они определяют как «ретро-оркестр», но в 2015 году, когда было создано это умное и весёлое музыкальное видео, в их состав входил целый ряд джазовых музыкантов, и аранжировки делал нынешний глава джазового отдела петербургского Музыкального училища им. Мусоргского — баритон-саксофонист Сергей Богданов (он задействован и в видеоролике).

Зато версия петербургского же ансамбля Alex Nosov Band, снятая 6 марта 2021 в строгом пространстве лютеранского храма питерской эстонской общины Jaani Kirik, вполне удовлетворяет критериям: это, безусловно, не «кавер-версия», а своё собственное, оригинальное прочтение в современной стилистике (примерно около «танго нуэво», если определять грубо приблизительно). Солируют лидер состава, гитарист Алексей Носов, и аккордеонист Павел Мухин.

Молодой пианист Арсений Рыков, о котором мы недавно писали в связи с выходом его дебютного альбома, в январе 2021 сыграл в московском джаз-клубе «Эссе» интересную джазовую версию темы Андрея Эшпая, решив её в ритмике джаз-вальса (контрабас: Николай Ольшанский; ударные: Виталий Эпов). Правда, в маленьком нижнем зале «Эссе», который называется Jazz Lab, вполне можно снимать музыкантов одной камерой, которая одновременно записывает звук на свой единственный микрофон; но тогда (лайфхак из личного опыта) не стоит ставить эту камеру близко к ударной установке (не в порядке критики; просто наблюдение. Сыграно-то отлично).

Завершим эту подборку чуть-чуть не в хронологическом порядке: снято в 2017 г. в старом помещении Клуба Алексея Козлова, где в те времена народный артист РФ гитарист Алексей Кузнецов регулярно проводил творческие встречи своего цикла «Гитарные формы». На этом любительском видео Алексей Алексеевич играет тему Эшпая дуэтом со своим учеником, гитаристом Максимом Шибиным.

В следующей серии (3 из 12): «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!