Попалась мне тут статья одного "энциклопедического" портала о животных. Называлась "Как не обесценить лакомство" или что-то вроде того. Идея была почти правильная: не стоит бездумно закармливать зверя.
Но это должно быть вообще нормально, при чем тут #лакомство ? А вот, оказывается, при чем.
Отправной точкой для той статьи послужила ситуация, когда робкую собаку на улице пытаются "отвлечь" вкусняшкой, а она, сука такая, не берет! Автор попытался объяснить это закормленностью и дать соответствующие советы. Вот тут я, как вы понимаете, и испытал острейшее желание написать статью, посвятив ее немного другому вопросу.
Еще из подобных тезисов:
"Какая связь между #дрессировкой и вкусняшкой" – авторы статей из этой серии пытаются подвести базу под искусственное "зацикливание" жертвы дрессировки на вкусняшке. Главная идея прямо противоположна предыдущей: когда дрессируете – не жалейте ни вкусняшек, ни зверя.
"Как приготовить правильную вкусняшку" – на основании все той же идеи, что #вкусняшка является универсальным #стимулом для чего угодно, авторы пытаются придумать, на какой кривой козе объехать зверушку, которая почему-то все-таки не соглашается этой идее соответствовать.
Особое место среди всех этих фантазий занимает рекомендация ВООБЩЕ не кормить собаку дома, чтобы она любой ценой переключилась на вкусняшку в тревожной ситуации на улице или во время работы. В опасной близости от этой же идеи оказывается и автор самой первой статьи в моем перечне. В терминах человеческого общества это называется "шантаж угрозой жизни". Берусь доказать, что эта идея и в "зверином" варианте подпадает под уголовную статью.
А свое нынешнее рассуждение я начну с набившего уже оскомину напоминания. В теории дрессировки было описано целых ПЯТЬ методов, из которых "вкусопоощрительный" даже не считался особо эффективным. Знаменитый "кнут и пряник" (хотя это даже не кнут, а вполне гуманное принуждение; а в совокупности это называлось "контрастный метод") считался немного более эффективным. Но даже о нем нынешние кинолухи жертвы выпускники скорострельных курсов "заплати и уходи" уже ни сном, ни духом. Единственное, что "выносилось за скобки", потому что считалось обязательным по умолчанию – это #контакт . Который, в свою очередь, тесно связан с состоянием отношений зверя и хозяина. При этом именно отношения – "условный рефлекс доверия и привязанности" – определяют собой готовность понимать и выполнять команды хозяина.
Так вот, я не раз уже упоминал и повторю снова: сейчас от представления о контакте и его смысле (пассаж про #условный рефлекс – это цитата из товарища Укроженко, одного из авторов наставлений по дрессировке) осталось одно название. А ведь, несмотря на корявое определение советских времен, именно #доверие к хозяину и значимость его оценок всегда были и остаются мощнейшим инструментом. Только даже те, кто удосужился почитать про методы дрессировки, не заметили всего того, что говорилось о важности контакта.
К тому же, как я уже не раз писал (в том числе, здесь и здесь), вкусняшка как "гуманный" метод противопоставляется суровой и дремучей "кирзовой" дрессировке. Почему это всего лишь миф и почему он все-таки прижился – читайте в статьях по ссылкам, здесь повторяться нет смысла.
Вот и вынуждены новые "суперзвездульки" придумывать универсальные и безотбойные, на их взгляд, способы "замотивировать" подопечных. Таких способов нашли два: вкусняшка и игрушка. Для большей уверенности в эффекте их превращают в невротическую #зависимость , нанося этим безусловный вред.
Я как-то уже упоминал известную некогда на k-9 владелицу двух псов, которые один за другим погибли на одной и той же дрессировочной площадке от "драйва". Я эту даму и её собак, к сожалению, знал лично. Разумеется, она после всех этих событий пыталась распространять пакостные слухи, но это уже другая история.
И, если ненадежность игровой зависимости некоторым всё-таки очевидна (её применяют только для "драйва" в нормальной работе), то вкусняшку очень часто считают или искусственно делают жизненно необходимой, "подключая" базовую потребность – самосохранение. А это, я напомню, уже уголовщина.
Так вот, на практике оказывается, что подопечные время от времени не оправдывают надежд и на супер-пупер-важную вкусняшку. Даже в стрессовой ситуации предполагаемая немедленная опасность перевешивает отложенную, вызванную голодом. Что интересно: это не становится поводом усомниться в самой идее всемогущества вкусняшек. Зато поиски способа эту вкусняшку в зверя запихнуть приобретают поистине космический размах.
Как-то мы консультировали даже цирковую дрессировщицу: в её номере один из псов во время представления злостно игнорировал работу – задирал ногу и орошал тырсу или реквизит.
Но сейчас речь не о его проблеме. Очень характерно выглядела подготовка к выступлениям. У дрессировщицы был фартук с огромными карманами (аналог популярного у многих собачников "напупника"), в которые помощница крошила пару кило печенья. Во время репетиции дрессировщица скармливала это печенье собакам.
И вот, в одном из эпизодов дрессировщица стала пихать печенье в рот тому самому псу, несмотря на то, что он отворачивался и подставлял голову под ладонь. В конце концов она ухитрилась это печенье в него запихать. Но, как только она отвлеклась, он выплюнул печенье в манеж и пошёл заниматься своими делами.
Скажете, это был неправильный пёс и неправильное печенье? Чаще всего именно так и считают. А то, что пес голову подставлял, чтобы его погладили, совсем ни о чём не говорит?
Таких сцен и в повседневной жизни – та еще куча. И точно так же не принято замечать истинные потребности зверя, подменяя логику и наблюдательность стереотипами. Правда, тут дело еще хуже: стереотипы вытесняют собой всё не только в этом вопросе. Собственно, стереотипы, шаблоны поведения и мышления предназначены для облегчения повседневной жизни. Но не тогда, когда нужно решать новые задачи. Шаблонное поведение в новых ситуациях автоматически становится поведением неадекватным. Это так, на заметку. И тем не менее, по некоторым данным из не очень научных источников, средний человек думает всего пять минут в день. Остальное время он действует стереотипно.
Вот и выходит, что понимать зверя и его настоящие потребности необязательно. Достаточно использовать универсальную "таблетку от всего".
Кстати, о таблетках: мне кажется, я уже не раз упоминал историю, в которой один очень неплохой доктор произнёс великолепную в своём роде фразу: "А зачем мне эта диагностика? Она ничего не даёт. Вот я приехал, таблетку дал, деньги взял – и на две недели все счастливы!".
А если "таблетка" не действует – значит, её неправильно применяют. Вот и начинаются поиски способов "правильного" приготовления и применения вкусняшек. В ход идут и покупные лакомства, и сухарики, и подсохший сыр, и сосиски, и... Да-да, то самое печенье из куриной печеночки. Креатив "не по делу" границ не знает! Человек способен свернуть горы, лишь бы доказать себе и окружающим, что его стереотип верен. Просто для того, чтобы он сработал, нужно три раза обернуться вокруг, дернуть себя за правое ухо через левую подмышку, причудливо выматериться и еще дважды подпрыгнуть на одной ножке.
Ах, да! Есть еще один прелестный момент. Как мне написали в комментарии под одной из статей: "Вкусняшки пекут, чтобы любимую собаченьку побаловать. Ведь это член семьи! Мужу - тортик, собачуле - печеньки...". И все бы ничего, но тут есть ещё целых две с половиной придирки.
Во-первых, это эмоциональность. Я уже не в первый раз ссылаюсь на вред эмоциолнального дисбаланса, при котором разумное #конструктивное руководство отходит на второй план. А фраза про "любимую собаченьку побаловать" – исключительно яркий пример такого дисбаланса. Зуб даю, что "собаченька" в таких руках избалована, залюблена и, возможно, даже отказывается ходить на улицу.
В одном из таких случаев взрослый лабрадор (собака, как все знают, не самая маленькая и нежная), хоть и ходил на прогулки, но объявлял в доме отбой ровно в 22:00. И, если хозяева в это время были не в постели – загонял их туда грозным рыком. Дело кончилось истероидным параличом – я и об этом приключении уже писал.
Если нет таких совсем уж серьёзных симптомов, то сопровождаться такая история может неврозом одиночества, разнообразным дуракаваляньем вместо дела (например, непрерывным выкусыванием из шерсти почек деревьев и прочей ерунды) и другими видами эмоционального шантажа.
А во-вторых, сейчас я кому-то сделаю очень больно. Потому что стремление изобретать что-нибудь "этакое" часто бывает проявлением самоутверждения – сильнейшей из человеческих потребностей. Стало быть, всем заметное желание выдумать что-то особенное обеспечивает рост самооценки.
Не буду развивать эту тему, выводы делайте сами...
И наконец, следствие из первых двух пунктов – номер два с половиной. Это (еще больнее!) самоутверждение через эмоции. Еще Лев Толстой, кажется, говорил, что мы любим других не за то, что они делают для нас, а за то, что мы делаем для них. Но и в этой формуле, кроме возвышенного альтруистического смысла, есть теневая сторона. Очень грубо (довольно приблизительно и вовсе не дипломатично) – это "подсчет" "вложений души". И мы бережем эти эмоции, собираем, холим и лелеем любые их крохи, чтобы доказать себе и окружающим, что уж в этом-то мы точно лучше всех!..
Возвращаясь к главной мысли: благодаря мифам и невежеству нынешних горе-"авторитетов" убеждение во всесилии пищевого поощрения вытеснило любые другие представления, включая модное, но непонятное положительное подкрепление (о разнице этих понятий я упоминал здесь). Да, лакомство иногда используют для #"драйва" в работе – я упоминал об этом в начале статьи. В спорте, где важна скорость и чёткость работы. Но это имеет так же мало общего с повседневной жизнью, как олимпийские рекорды с возможностями простого человека.
И опять напомню уже высказанную мысль: маниакальная зависимость от вкусняшек создает новые проблемы, повышая вероятность образования других неврозов.
Так, одна овчарка, очень перспективная с точки зрения спортивной карьеры, умерла, нажравшись поролона из дивана. Собака настолько была зациклена на своих хозяевах, что ни минуты не могла спокойно оставаться одна дома.
"Ну вот, опять нагнали страхов, а речь всего лишь о вкусняшках! Что в них может быть опасного?" – подумают некоторые наши читатели. А опасны вовсе не сами вкусняшки. Пеките собаке печеньки, если вам это нравится.
Опасно, когда человек начинает считать, что собака обязана хотеть эту печеньку всегда и везде. А если не хочет – то мы её будем морить голодом.
Одна дрессировщица две недели ВООБЩЕ не кормила свою овчарку, чтобы та начала есть колбасу на занятиях по следовой работе, опять-таки ради соревнований...
И это не единичный случай!
Опасно, когда перекосы из спортивной подготовки (и там-то это перекосы на грани, а то и за гранью допустимого: приведенный пример, вне всякого сомнения, тянет на уголовную статью!) массово переносятся в обычную жизнь. И опасно, когда человек не видит последствий своих ошибок, продолжая настойчиво нести в массы принцип: "Не ест собака на улице от страха – морите её голодом. Ест, но всё равно всего боится? Ещё и проблемы с ЖКТ начались? Значит, продолжайте в том же духе! Ещё пять тысяч ведёр и золотой ключик наш"…
/Спасибо за некоторые примеры и дополнения Ирине Мухамедшиной/