Найти тему
Екатерина Барагузина

Пьер Бейль - человек провозгласивший независимость морали от религии в XVII веке

Сегодня я расскажу о человеке, который провозгласил, что принципы морали существуют вне религии и не должны на религии базироваться. Этим человеком является Пьер Бейль, знаменитый философ и публицист, который защищал в своих трудах идеи о свободе веры и мысли в эпоху, в которой это казалось немыслимым.

Философ Пьер Бейль. Изображение взято из открытых источников
Философ Пьер Бейль. Изображение взято из открытых источников

Когда людей осуждали на смерть по подозрениям в колдовстве и ереси, когда пылали костры инквизиции, а король Франции Людовик XIV издал эдикт Фонтенбло, который строго запрещал проведение протестантских обрядов и следование идеям протестантизма, Пьер Бейль выступал за возможность отделения критериев нравственности от церковной догмы и религии как таковой.

Из-за всех сил Пьер Бейль защищал религиозную терпимость и категорически отвергал всякое насилие в мировоззренческих вопросах. Он указывает на то, что насилием можно сломать человека, заставить его подчиниться внешне, но это подчинение останется только внешним, потому что душой человек все равно будет продолжать придерживаться своих идей.

Пьер Бейль одним из первых понял о том, что под пытками большинство людей признаются в чем угодно, и скажут, что будут от них требовать, лишь бы только этот ад прекратился. Такую концепцию философа описывает В. Богосулавский, исследователь, занимавшийся изучением его трудов:

"Приказывающий другому отказаться от своих мыслей, заменив их мыслями угодными приказывающему, не понимает, что даже если под действием всевозможных притеснений и истязаний человек заявляет, что он от своих взглядов отказался и соглашается думать так, как от него требуют, то он, чтобы избавиться от притеснений и мучений, лжет. Его мысли остаются прежними, изменяются лишь его высказывания. Насилия и притеснения, которым подвергают людей за их взгляды, доводят многих из них до такого состояния, что они готовы говорить и делать все, что угодно, лишь бы избавиться от мучений. Когда доведенный до такого состояния человек заявляет, что он осуждает свои прежние взгляды, считает их заблуждением, а положения, навязываемые ему его мучителями - истиной, то преступление этих мучителей заключается не только в вопиющей несправедливости, неправомерности, жестокости того, что они творят, но и в том, что они побуждают истязаемого совершить бесчестный, безнравственный поступок - говорить, что он думает то, чего он на самом деле вовсе не думает, то есть лицемерить".

Очень ценно и важно то, что говоря о таких ужасных событиях, как принуждение отказываться от своей позиции под пытками, Пьер Бейль говорит, что вина на палачах, которые занимаются столь бесчеловечным делом.

Он открыто обвиняет тиранов над телом и духом человеческим тогда, когда пытки считались обычным и даже законным явлением, а осуждаемый за религиозное инакомыслие считался преступником, заслужившим все те жестокости, которые над ним совершают.

Максимально ужасно - заставлять человека лицемерить, совершать насилие над его совестью, внушать мысли, которые ему чужды.

И действительно, разве не самое страшное - принуждать человека отказываться от самого себя?

Живя в век гонений и возводимых в закон зверств, П. Бейль открыто осуждал жестокости, прикрываемые "защитой веры" и "борьбой за чистоту религии" и провозглашал их противоречащими изначальному учению Христа:

"ничто не может быть более противоположным духу
Евангелия, чем тюрьмы, ссылки, галеры, грабежи и дерзости солдат, пытки и казни".

Видя ужасы его мракобесной эпохи изнутри, Бейль не мог смириться с ними и продолжал обличать их в своих трудах, искренне желая, чтобы религия стала более гуманной, приближенной к истинным идеалам человечности, обращенной лицом к людям, чтобы она была более разумной и не входила в конфликт со здравым смыслом.

Как вы видите, это устремление, которое разделяли порядочные люди всех времен, звучат очень современно. И сейчас многие люди придерживаются точки зрения, которую самоотверженно отстаивал и защищал Пьер Бейль.

Современные люди чаще всего уже не желают видеть системы различных верований превращенными в диктаторский свод правил, строго догматичной, далекой от человека, нетерпимой к любому отклонению от нее. Напротив, идут поиски такой философии, которая могла бы подойти для человека с динамическим сознанием, готовым впитывать новое и стремиться к развитию себя и мира вокруг.

Чрезвычайно прогрессивно для времени, в котором жил философ было то, что он признавал за людьми право не только на собственную веру, но и на неверие. В Средневековье считалось, что атеист - непременно безнравственный человек, лишенный всяких моральных основ, готовый по причине своего неверия на любое злодеяние, изначально преступная личность.

Бейль же считает, что человек в праве не только иметь определенную веру, но и не иметь вообще никакой веры. И он от этого не становится хуже. А наказывать людей за атеизм, утверждал Бейль, недопустимо, ведь атеист, формируя и выбирая свое мировоззрение, следует голосу своей совести.

А совесть Пьер Бейль понимает как "естественную идею справедливости", как высший закон, при этом не связанный ни с одной религиозных систем. Именно совесть в философии Пьера Бейля и является главным мерилом человеческих поступков.

Ни постановления религиозных иерархов, ни церковные соборы, ни изречения отдельных авторитетов в определенной религии, а только совесть превыше всего в определении того, что из себя представляет данный поступок, насколько он нравственен.

Мало того, Пьер Бейль выдвинул жутко крамольную по тем временам мысль о том, что религии не сотворены Богом:

«Бог слишком благ по своей сущности, чтобы быть творцом столь зверской вещи, как положительные религии, вечное семя войны, кровопролития и неправды».

Мыслитель жил во Франции, в которой в XVII веке был период католической реакции, запрещалось чтение трудов передовых мыслителей, преследовались все, чьи высказывания о церкви показались ее иерархам и государственным сановникам богохульными. В такой атмосфере становится почти невозможным выражать свободные воззрения на религию и создавать труды на гуманистические темы.

Поэтому Пьер Бейль переезжает в Голландию, атмосфера в которой для того времени на фоне других стран была более свободной. И там продолжает свои изыскания.

Огромная заслуга Бейля в том, что он составил полный и необычайно объемный словарь философских терминов («Исторический и критический словарь»), и тем самым предвосхитил многих деятелей эпохи Просвещения.

В словаре были даны авторские толкования самым разным понятиям человеческой жизни, таким как государство, нравы, религия, наука, воспитание, искусство, философия. Все эти понятия были освещены с точки зрения свойственного поэту здравого скептицизма и конечно же, гуманизм.

Пьер Бейль, замечательный, умный и свободолюбивый человек с прогрессивными и гуманными идеями, который продвигал идеалы терпимости и ненасилия в жестокую эпоху. И мне было самой очень интересно читать о его жизни и философских трудах, в которых правдиво обличал изъяны своего дикого века.

Побольше бы таких людей, как Пьер Бейль!

Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!