Выбор велосипеда - нечто среднее между покупкой нового платья и автомобиля. Нужно учитывать и технические характеристики, и комфорт, и то, как сидит… нет, не платье, а владелец велосипеда на своем транспорте. На что обратить внимание при покупке? Расскажем о самом важном, чтобы вы знали, что искать в магазине. Почти 3 000 велосипедов есть на Satom.ru, осталось определиться и заказать. Летом вопрос особенно актуален!
Для кого?
Современные велосипеды чаще всего универсальны - подходят как для мужчин, так и для женщин. Поэтому надо смотреть именно на параметры моделей. Отдельно можно отметить типично “женские” характеристики:
- заниженная рама - верхняя труба находится не под седлом, а ближе к педалям;
- широкое и укороченное седло;
- размер рамы - от XS до M (видите, почти как платье!)
С детскими велосипедами все проще. Есть два параметра, которые влияют на выбор - рост и возраст ребенка:
- до 100 см, 2-3 года - трехколесный велосипед или беговел;
- 100-125 см, 3-7 лет - двухколесный велосипед с колесами 12-18 дюймов.
- 125-150 см, 7-13 лет - уменьшенная копия взрослого велосипеда с колесами от 18 дюймов.
Детские велоинструкторы не советуют начинать катание на велосипедах с дополнительными небольшими колесами. Лучше потратить чуть больше времени, но научить ребенка кататься сразу без этого аксессуара. Также не стоит брать велосипед на вырост. Ребенку может быть неудобно управлять большим велосипедом, вплоть до отказа учиться кататься.
Вес велосипеда
Логично предположить, что девушкам и детям подойдут более легкие велосипеды. Легкими считаются байки до 10 кг, средний вес - 11-17 кг, тяжеловесы - 18-25 кг.
Вес во многом зависит от рамы. Самые тяжелые рамы - из стали. Чаще всего встречаются в бюджетных моделях. Более легкий материал - алюминий, используется в рамах средней ценовой категории. Карбон (он же - углепластик) и титан - самые легкие и прочные материалы, но и самые дорогие.
Также на вес влияют и некоторые опции: наличие нескольких скоростей (механизм добавляет 1,5-2 кг веса), защита для цепи, корзина или багажник и др.
Где и как кататься?
Пожалуй, это самый важный вопрос, на который надо ответить перед покупкой велосипеда.
Планируете ездить по городу - обратите внимание на ситибайки или городские велосипеды. В них максимум внимания уделяется комфорту для неспешных велопрогулок по асфальту или ровным дорожкам в парках и скверах. Особенности рамы, седла, руля и колес обеспечивают прямую посадку. Скорость чаще всего одна, иногда 3 или 5. Протектор неглубокий, за счет этого на велосипеде можно проехать больше, не крутя педали (хороший накат). Можно выбрать разные аксессуары - фонари и катафоты, подножку для удобной парковки, крылья и брызговики, звонок, подставка для бутылки с водой. Учтите, что и без такого обвеса ситибайк достаточно тяжелый.
Круизер - разновидность ситибайка. Модный и популярный, часто похожий на ретро-велосипед. Эффектно смотрится, особенно если дополнить его аксессуарами - плетеной корзиной, лентами на ручках руля и др.
Ваша стихия - бездорожье? Берите горный велосипед. MTB, маунтинбайк, кросс-кантри, найнер - все это названия горных велосипедов. Их отличительные особенности - много скоростей, чтобы преодолевать спуски и подъемы, камни, песок или грязь (от 18), амортизаторы (только на передней вилке - хардтейл, на обоих колесах - двухподвес для экстремального катания), прямой руль, широкие колеса с протектором. У современных маунтинбайков колеса имеют диаметр 29 дюймов, есть модели с чуть меньшим размером. Посадка на горных велосипедах похожа на гоночную, с наклоном вперед, так как руль и седло находятся практически на одном уровне. По городу на таком транспорте ехать не удобно - протектор будет замедлять движение.
Хотите более универсальный агрегат и для города, и для пересеченной местности? Вам подойдет гибрид, он сочетает характеристики ситибайка и горного велосипеда. Удобно будет ездить и по асфальту, и по грунтовым дорогам. У гибрида есть несколько скоростей (но меньше, чем у горного - например, 10), облегченная рама, нет глубокого протектора.
Для трюков и прыжков подойдут BMX-велосипеды. Рама усилена в местах, на которые приходится повышенная нагрузка. Колеса - небольшие, до 20 дюймов, скорость - одна. Велосипед укомплектован минимумом деталей - седла и тормоза может вообще не быть. Зато могут быть пеги - трубки, которые крепятся на ось велосипеда и позволяют скользить по перилам и парапетам.
Для спортивного катания по идеально ровному асфальту подойдут шоссейные велосипеды. Их колеса имеют максимальный диаметр и минимальную ширину, протектор ровный. Особая конструкция руля разгружает руки спортсмена и позволяет ездить на длинные дистанции. Посадка - спортивная, практически параллельно земле. Не стоит выезжать на шоссейных велосипедах в город или лес - любая ямка или неровность на дороге представляют опасность: на узких колесах сложно удержаться.
Все удачно складывается!
Если в приоритете компактность велосипеда - выбирайте складные модели. Обычно колеса в таких байках не больше 20 дюймов. Механизм складывания рамы, руля и педалей простой и позволяет быстро превратить транспорт в “ручную кладь”. Ее удобно везти с собой в общественном транспорте, положить в багажник автомобиля или такси, а также поставить в кладовку.
Учитывайте, что такие велосипеды не предназначены для дальних поездок. Проехав больше 5 км, вы рискуете получить боль в спине и руках: складные байки сложно отрегулировать под рост конкретного человека.
Размер имеет значение
Где кататься - выяснили, осталось разобраться параметрами. Правильная посадка и польза от катания возможны только при правильном подборе велосипеда. Так вы снизите нагрузку на суставы и позвоночник и сможете кататься с комфортом даже на большие расстояния. Обратите внимание на размер рамы и диаметр колес.
Размер рамы — это высота трубы под седлом от места, где крепятся педали, до места, где закрепляется высота седла. Этот параметр выбирается по росту человека (иногда имеет обозначение от XS до XXL):
до 150 см — 13-14 дюймов
150–165 см — 15-16 дюймов
165–175 см — 17-18 дюймов
175–180 см — 19-20 дюймов
180–195 см — 21-22 дюйма
более 195 см — 23-24 дюйма
Чем больше колеса, тем выше устойчивость и проходимость велосипеда. Поэтому у современных маунтинбайков и шоссейных велосипедов - 29ти-дюймовые колеса. А для ситибайков достаточно диаметра 24-27,5 дюймов.
Есть чем удивить?
Конечно! Хочется выделиться на дороге - выбирайте фэтбайк. Это разновидность горного или гибридного велосипеда с широкими - до 12 см - колесами. Большие колеса позволяют фэтбайку не только эффектно выглядеть на дороге, но и проехать практически по любой поверхности - от глубокой грязи до снега. Учитывайте немалый вес фэтбайка - в среднем 20-30 кг.
Впечатляюще выглядят и велосипеды на литых дисках: вместо спиц - несколько плоских лопастей. Надо приготовиться к высокой стоимости таких байков, а также к тому, что использовать их лучше в щадящем режиме: такие диски ремонту не подлежат.
Набирают популярность и электровелосипеды. Аккумулятор заряжается от обычной розетки. Вы можете использовать такой байк и как обычный велосипед - просто крутить педали. Можете включать мотор только на сложных участках - например, когда едете в горку. Либо просто расслабиться и ехать благодаря мотору.
Что, если взять электро-фэтбайк на литых дисках? Есть и такие. Всеобщее внимание вам обеспечено!
Первое правило велосипедиста
Главное, о чем не стоит забывать - это безопасность. И детям, и взрослым мы рекомендуем ездить на велосипеде в защитном шлеме. Для экстремалов можно добавить велоперчатки, наколенники и налокотники. А в темное время суток обязательно включать на велосипедах фары - их лучше установить и спереди, и сзади.
Самое время - отправиться на Satom.ru и выбрать велосипед, который подойдет именно вам. Приятного выбора и поездок!