Дико и страшно, что в 21-м веке дети погибают от огнестрельных ранений… В стране, где нет войны… В школах, которые мы интуитивно считаем безопасным местом, хотя Беслан давно уже объяснил всем, что это заблуждение…
После подобных трагедий в обществе на какое-то время повышается уровень паники. Поистерив, люди возвращаются к обычной жизни, не сделав никаких выводов. А выводы нужны. Поведение в чрезвычайной ситуации лучше отработать до автоматизма, потому что никто не знает, как среагирует на стресс, и если в голове будет четкая схема - это увеличит шансы на жизнь…
После трагедии в Зимней вишне я пересмотрела свои взгляды на многие вещи. У меня и раньше не было привычки оставлять детей в игровых комнатах или на праздниках надолго, но могла спуститься на этаж ниже, когда сын праздновал день рождения друга, например, зайти в нужный магазин. Теперь я так не делаю. Потому что свет в Зимней вишне на этаже, где начался пожар погас через несколько секунд. Задымление - это тоже секунды. Мы купили огнетушитель домой и научили ребенка им пользоваться. Для высотных зданий имеет смысл купить специальные капюшоны, в которых можно дышать. Я постоянно напоминаю детям (пусть младшему это пока и не очень актуально), что в крупных торговых центрах нужно запомнить схему эвакуации.
Что мы обсудили сегодня с сыном, пока шли из школы?
Первое, что нужно сделать - это оценить ситуацию, есть ли время на то, чтобы убежать. Не бежать на выстрелы и крики, а от них, если знаешь, что там есть выход. Не прыгать в окна выше второго этажа. В муниципальных зданиях – это вероятная смерть или очень серьезная инвалидность.
Второе – не трать время на звонок. Это нужно сделать в процессе по возможности. В смысле, не стой на месте, пытаясь дозвониться, беги и звони. Если есть тревожная кнопка, лучше жать ее, чем больше кнопок будет нажато, тем быстрее будет реакция.
Третье – не надо снимать. Даже если кажется, что убежал на безопасное расстояние. Да, все живут с телефонами в руках, записать что-то необычное на камеру – это норма сейчас. Но иногда это может стоить жизни. Я смотрела видео из Казани, некоторые дети, добежав до ворот школы, доставали телефоны, начинали снимать.
Если понятно, что с побегом – никак, прячься. Блокируй двери, чем можешь (это тоже надо показать детям отдельно, чтобы понимали, что в ход могут пойти швабры, стулья). Отходи от окон. Американские дети обучены окна чем-то загораживать. Выключай свет в помещении, если нет шкафов или их на всех не хватает, садись за перевернутые парты у дальней стены. Очень важно поставить телефон на полностью беззвучный режим, даже вибрацию хорошо слышно, и она может привлечь внимание.
Ну и самый серьезный вариант развития событий, когда вооруженный человек уже зашел в помещение. Здесь шансов – меньше всего, но они есть. Если все люди в помещении начнут бросать в нападающего книги, ноутбуки, рюкзаки, горшки с цветами, можно выиграть драгоценные секунды.
Есть американский фильм, обучающий детей правилам поведения в подобных случаях, называется «Беги, прячься, борись». Я планирую посмотреть его вместе со старшим, правда, пока нахожу только художественный фильм с таким же называнием 2020-го года. Возможно, художественный фильм тоже неплох, но мне хотелось бы найти именно фильм-инструкцию.
И не менее важным является то, что мы можем делать ежедневно. Во-первых, все эти ситуации – это отношения внутри семьи и внутри коллектива. Посмотрите, сколько тех, кто решился на подобное, имели сложности в своем школьном окружении… Внимательное отношение к любым конфликтам в классе и работа с детьми – это одна из базовых задач, как родителей, так и учителей. А если дома человека растили «настоящим мужиком», которому нельзя было плакать и жаловаться, то к подростковому возрасту он лишился доверия и больше родителям ничего не говорит – не поймут, и не научился выражать эмоции (негатив копится годами и может найти такой ужасный выход). Кстати, по статистике школьные стрелки - мальчики. Девочки тоже были, но их – ничтожно мало. По-моему, всего три. Потому что в мальчиках старательно убивают эмпатию. Не развивают эмоциональный интеллект. Если тебе говорили, что твои эмоции (а, значит, ты сам) не важны, то как могут для тебя быть важны другие? Кстати, в Америке давно проводятся исследования на эту тему, и больше стрелков было в тех штатах, где выше уровень маскулинности (представление о мужчине, набитое стереотипами – крутой мускулистый ковбой с ружьем, который болтать не будет, а решит проблемы при помощи этого самого ружья).
Во-вторых, такие люди обычно все же себя обнаруживают. Что-то где-то говорят об убийствах, о нападениях, о том, что они любят пострелять, но в тире представляют, что стреляют по головам людей… Опять же, некоторые американские стрелки делали в своих школах доклады о массовых бойнях. Иногда родителей даже оповещали, но они мер не принимали. Я сыну говорю всегда – увидишь или услышишь подобное в реальности, в соцсетях, сообщи взрослому!
В-третьих, мы живем в мире, где есть доступ к информации, задача взрослого – научить ребенка это информацией пользоваться, привести примеры качественных источников. Книги Л. Петрановской «Что делать, если» были зачитаны старшим еще до школы. Пора уже и с младшим почитать.
Я всегда голосую за то, чтобы в школах регулярно поводились тренинги по безопасности. Сама давненько подписана на Ольгу Бочкову в инстаграм, ее детище – академия безопасности. Каждый пост Ольги уходит в закладки и обсуждается с детьми.
После Зимней вишни купила игру «Я в беду не попаду». В принципе, отработаны все опасности - пожар, травмы, попытка похищения, поведение на воде, игры рядом с дорогой, стройкой… Как грустно сказал Витя сегодня, такие игры в современном мире нужно постоянно перевыпускать с учетом новых угроз – нападения на школу здесь нет…
Выражаю свои соболезнования всем, кого коснулась эта трагедия.