- На берегу Хопра-реки сидят молодые казаки у костра, слухают байки старого деда. Старого, умудрённого опытом жизни седого атамана. Баит он им про казачий дух и казачью волю, про родную землю, гутарит то, что предки передавали ему от своих дедов. Так и живёт казачья народная связь поколений, что передаёт преданья из седины глубокой...
- ...Наступило молчание .Всё верно сказал старый казак Пантелей Прокофьич .
- И стонет Чернозём от сотен труб, в тело её глубоко забитые...
Вечернее небо цвета ультрамарин было бескрайним и безмятежным, лишь вдали за неровной кромкой ещё зелёных деревьев трещиной наметился малиновый закат. Неизвестно почему, но солнце, большое и тёплое, ещё не коснувшееся горизонта, совершенно не приковывало к себе взгляд.
На берегу Хопра-реки сидят молодые казаки у костра, слухают байки старого деда. Старого, умудрённого опытом жизни седого атамана. Баит он им про казачий дух и казачью волю, про родную землю, гутарит то, что предки передавали ему от своих дедов. Так и живёт казачья народная связь поколений, что передаёт преданья из седины глубокой...
Разговор периодически прерывается, старый казак закручивает свою неизменную цигарку, закуривает и тогда все чувствуют лёгкий запах донника, смешанный с табачным дымом.
-Слухаем мы молчаливые стоны, от которых сжимается сердце. То взывает к нам отчизна, птицей беспомощно раскинувшая в стороны свои крылья, израненные неуёмной человеческой жадностью. Прихопёрье! Присуд! Стонут... То взывают к нашим сердцам голоса наших казачьих предков, многие из которых отдали свои жизни за эту землю и за то, чтоб отстоять свою, казачью волю....
И Пантелей Прокофьич, затянувшись снова ядрённым табачком, продолжает гутарить...
-Многие не понимают, что это за понятие такое -"казачья воля"? Обычный человек, который судит о казаках по фильмам и книжкам, думает, что казачья воля - это желание казака, и это правильно только отчасти. Казак - энто завсегда община, а община - энто братство с определённым жизненным укладом. А потому казачья воля - это решение всего казачьего обчества, согласно казачьим законам.
...Казачьи законы! Много спорят о них, много говорят и пишут, и часто весьма противоречиво. А на самом деле всё просто.
-Основной казачий закон гласит: "Брат за брата". А это значит,что все казаки друг дружке - братья. Не может, не должен брат брату зла чинить. В мирной ли жизни, в бою ли-казак завсегда должон думать о рядом идущем, о своём брате. А брат в свою очередь, должон думать о нём.
...А как же Православие,- спрашает деда молодой казачёк - ведь казачество исстари стоит на христианской традиции?
-Идеология казачества основана на христианской морали и полностью с ней созвучна. Христианская мораль-это единственно правильная жизненная основа любого человека. Неужели можно оспорить такой непреложный христианский догмат, как "почитай родителей своих"? Грех большой тому, кто забывает подаривших ему жизнь и отдавших свои силы и здоровье, и горе тем родителям, которые не могут воспитать своего ребёнка в почтении к старшим. И заметьте, что казак казаку является братом, а значит, родители брата - его родители. Отсюда и уважение среди казаков к старикам, отсюда - важность воспитания детей. Это - основы жизни казака.
...Вопросы к старику сыплются со всех сторон:
-А как же по вере: "Не убий"? Мы ж воины...
-А "ударили по правой щеке - подставь левую"?
-И это самое - "прелюбодеяние"?
Старый казак молчит и хитро улыбается в седую бороду. Он ждёт, когда молодые казаки успокоятся, чтобы продолжить важный разговор:
-Казак был не просто человеком, воином, хотя служил он Богу и Отечеству и в мирное, и в военное время. Но в мирное время - свои законы, а в военное-свои. На войне убивали не просто человека, а врага - угрозу мирной жизни. И в этом случае смерть оправдана. В мирной же жизни часто вопросы чести и бесчестия решал Круг. "Ударили по правой щеке - подставь левую"-это вопрос об оскорблении, и смысл этой фразы - не отвечать злом за зло. Конечно же, всякое бывало - жизня она сложная штука, но если казак или казачка решали вопросы со своими обидчиками не лично, то они обращались к обчеству. И обчество своим решением снимало с них ответственность, принимая участие в их судьбе. Но права жизни лишать за преступление - не давали.
-За прелюбодеяние кажи, диду?-опять раздаётся вопрос.
Всеобщий хохот, прерываемый возгласами: "Да далось тебе это прелюбодеяние!", "чой-то тебе так это антиресно?".
-Возможно, бывали и такие случаи, особенно в старину. Но чаще всего лишали жизни за измену общему делу, за измену казачьим законам. Изменщик в этом случае - враг, и решение Круга в этом было неумолимым и однозначным.
-Раньше было попроще,- проворчал старый казак, встряхнув седым усом - война есть война. Сказали-вот он враг, ты и пошёл, значица. Грудь в крестах, али голова в кустах... Сомнений никаких! Всё в понимании. А нынче како же? Долбют пришлые нас на своей земле, а ты сиди и молчи да сопли жуй? Эта, как её-экономика! Политика! Мать её в седмицу...
-Ага! Какая там к чертям собачьим экономика? Бизнес это! На нашей земле бабки себе делают!
-На крови народа карманы СВОИ они пополняют, гады! Не по-людски это!
-Нашей кровью и умоются!-злой возглас и смачный плевок в сторону.
-Слухай, батько, вот говорят, казачество нужно возрождать, а кому возрождать-то? Земля-то здеся испокон веку казачья, донская! Наша земля-то! А выходит, казаков на ней-то травить и собрались!
-Э-эх!-горячится бывалый казак, с густым русым чубом- Нонешние времена, ети их ... !
Дослушал дед Пантелей особенно горячичные головы, поворошил, палкой дрова в костре и продолжил...
-Да,- соглашается старик - не прошлые. Ещё в советские годы нашли здеся никель, но тогда же и отказались от его добычи ввиду неотвратимости и масштаба возможной экологической катастрофы. Вот сейчас прошла так называемая доразведка. И что она оставила опосля себя? Угробленные трубами и шламами плодороднейшие поля, на которых тяпереча нельзя сеять хлеб, нельзя с неё кормить людёв! Отравили ядом радиактивным воду в земле...
-Всем известно, какой вклад внесли и вносят казаки в антиникелевую борьбу. И якая думка про енто у всих казаков наших?
-А думка тильки одна - мы не позволим убивать наших стариков и детей! Мы не позволим узничтожать нашу землю! Мы не позволим тута добывать никель! Никеля тута не будет! Мы стоим здеся "брат за брата"!
...Наступило молчание .Всё верно сказал старый казак Пантелей Прокофьич .
Казак - это не просто понятие, это не внешний вид, навязанный нам литературой и кинематографом. Казак - это образ жизни, это принадлежность к особому братству. Главная ценность казака - его земля, в которой лежат его предки, на которой живёт его семья и на которой стоит его дом. Казачья земля - это мир казака, его прошлое, настоящее и будущее. И это так же верно, как и то, что на этой земле не будут добывать никель!
А Сорока-поле в центральном Черноземье России, Присуд казачий, вся Россия молчит, бросая ненавистные взгляды в сторону забора, окрашенного в серебристый цвет металла, который имеет 28-ой номер в таблице элементов великого учёного Менделеева - в цвет никеля...
И стонет Чернозём от сотен труб, в тело её глубоко забитые...
Отражается в глазах казаков ярко красным, может всполохи огня от костра, а может и справедливые искры гнева, передающие от славных свободных предков чувство справедливости и беспокойство за Присуд, Богом данную землю...