Построенный в количестве 30-ти машин броневик на шасси Джефферей конструкции Поплавко должен был решать задачу прорыва подготовленной обороны. Рожденный из бронированной машины снабжения броневик был не самой удачной машиной с неудачной компоновкой и узкими секторами обстрела. На Украине одну из машин модернизировали, попытавшись решить главную проблему.
Блиндированный автомобиль "Джеффери" с башней Шеффилд-Симплекс/Джеффери-Поплавко
Страна: Россия
Производитель: Ижорский завод/шасси Thomas B. Jeffery Company
Год выпуска: 1916/1919
Кол-во: 1 (модернизация)
Экипаж: 3
Бронирование: 5-7 мм
Вооружение: 2х7,62-мм Максим
Боевая масса: 4 тн?
Размеры: 4520х2000х2140
Шасси: Jeffery Quad 4017
Двигатель: Buda, 5.1 L, 4L, 28 л.с.
Эта статья рассказывает о единственной модернизации машины на шасси грузовика Jeffery Quad 4017. Предыдущую статью о серийных машинах по проекту Поплавко можно прочитать здесь: Колесный танк Поплавко. "Джеффери". 1916. Серийные "Слоны Ганнибала" так и не ставшие танками.
Построенные для решения узкой боевой задачи - прорыва оборудованной линии обороны броневики Джеффери конструкции Поплавка были машинами инициативной конструкции. Командир 26-го АМВ Виктор Поплавко проявил инициативу, заказав для своей части бронированный подвозчик боеприпасов на полноприводном шасси. В итоге один грузовик разросся до размеров Отдельного дивизиона из 30-ти машин. Рассчитывая на неожиданное применение "чудо-оружия" военные закрыли глаза на недостатки машин - плохой обзор, узкие сектора обстрела пулемётов, расположение двигателя в одном отделении с экипажем. Но неудобства можно было терпеть, ради решения боевой задачи. Но применить по прямому назначению машины так и не удалось, а вот для использования их в качестве стандартных пулеметных броневиков недостатки, особенно узкие сектора ведения огня, были критичны.
Решение по которому сразу было выпущено почти 30 машин нестандартной конструкции объяснить сложно, особенно учитывая, что к тому времени в Российской Императорской Армии была разработана очень удачная схема броневика с диагональным расположением пулеметных башен, которая обеспечивала высокую эффективность применения обоих пулеметов. Для броневика Джеффери удобным было только фланговая стрельба, когда пулеметы стреляли вдоль окопов, в любом другом случае сконцентрировать огонь обоих пулеметов было невозможно. Простейшим решением была вращающаяся пулеметная башня, но в заводских условиях такие доработки проведены не были. А вот в мастерских Автоброневого дивизиона особого назначения при совете народных комиссаров УССР один из доставшихся Кнрасной Армии УССР броневиков был модернизирован с установкой на него части бронирования и пулеметной башни, правда одной с одного из самых неудачных броневиков российской армии Шеффилд-Симплекс, видимо потерянного на складах в Харькове или Киеве.
На броневике Джеффери было полностью перебронировано боевое отделение. Бортовые листы рубки и задний лист заменили на гнутую броню спонсона английской бронемашины. Сверху сзади установили башню от того же броневика. Так как передняя часть рубки не менялась, то скорее всего осталась и передняя огневая точка.
Такая достаточно простая модернизации позволяла обеспечить эффективный маневр огнем и концентрацию огня обоих пулеметов на одной цели. После объединения с РККА частей Украинской Красной Армии броневик с пулеметной башенкой служил, скорее всего способом пребывания на складе, уже СССР. В 1922-м году броневик вместе с танком Рено сфотографировали в Москве около гаражей Запасной автобронебригады.
Эта статья рассказывает о модернизированной боевой машине на шасси грузовика Jeffery Quad 4017, следующую статью о амриканских машинах на шасси этой машины можно будет прочитать здесь:
О грузовиках Jeffery Quad можно прочитать здесь: Тактический транспорт САСШ, Часть 2. Jeffery/Nash Quad. "Шишига" по американски. 1913.
Источники:
Станислав Кирилец "Бронеавтомобили Джеффери". Техника и Вооружение. 2021, №3
Станислав Кирилец "Вездеход в Квадрате - "Джеффери". Грузовик-пресс. 2021, №4
Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906—1917 гг. — М.: Техника-молодёжи, 2000.
Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, 2008