Найти в Дзене
Жар-Птица

Как услышать истину или метод активного слушания в общении с детьми

Оглавление

Нам всем хотелось бы быть услышанными. Только прислушиваясь, мы можем понять друг друга и главное – самих себя. Многие педагоги используют в своей практике метод активного слушания, разработанный доктором психологических наук Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Навыку слушать и слышать ребёнка тоже необходимо учиться, особенно это актуально для родителей. Давайте вместе попробуем разобраться с тем, как же научится активному слушанию и стать ближе к своему малышу.

Активное слушание ребёнка подразумевает контейнеризирование его эмоций и чувств, структурирование и «возвращение» их малышу в виде более чётких, ясных мыслей и ответов. Маленькому человеку, чаще всего, сложно пока понять, что он чувствует на самом деле. Вы, внимательно слушая малыша, помогаете разобраться ему в себе, справиться с переживаниями различных ситуаций и научиться управлять своими эмоциями.

Также, применение методики активного слушания позволяет выcтроить доверительные отношения, ведь вы демонстрируете интерес к проблемам ребёнка, не обесцениваете его чувства.

Как же слушать малыша активно?

Перечисляем основные приемы активного слушания:

  1. Установите зрительный контакт. Малышу труднее стать услышанным в случае, когда взгляд взрослого не сконцентрирован на нём. Вам также будет сложно воспринять информацию от ребёнка, занимаясь своими делами. Если малыш действительно хочет поговорить –уделите свое внимание по максимуму.
  2. Не настаивайте и не давите. Если ребенок не идет на контакт, лучше оставить его до тех пор, пока он не будет готов поговорить сам. Просто дайте ему понять, что вы всегда рядом, если он захочет вам рассказать.
  3. Предполагайте, а не спрашивайте. Случается так, что в порыве сильных эмоций, когда малыш огорчен, он вовсе не хочет разговаривать. В такие моменты ребёнку тяжело ответить на вопрос «что случилось?», ведь на него нельзя ответить односложно. Задавая этот вопрос, взрослый скорее услышит ответ «ничего», делая диалог еще более напряженным. Попробуйте сменить эмоциональную окраску беседы, сказав, что хотели бы услышать от малыша, что его заставило чувствовать себя так. Также, можно постараться самостоятельно вслух предположить возможные ситуации, которые расстроили ребёнка.
  4. Давайте обратную связь. Это самое главное – не бояться возвращать малышу с позиции мудрого взрослого всё высказанное им в той форме, в которой вы это поняли. Так вы вместе сможете разобраться в истинных первопричинах эмоционального состояния малыша.
  5. Принимайте ребёнка любым. Проще активно слышать и понимать только того, кого вы принимаете. Не торопитесь осуждать поступки или чувства ребёнка, это лишь выстроит преграду между вами и подтолкнет малыша к тому, чтобы еще больше закрыться в себе. Как можно чаще ставьте себя на место ребёнка. Проживайте моменты его взросления вместе.

Внедряйте метод активного слушания в общение с ребёнком постепенно. Будьте готовы, что всё это получится не с первого раза, будьте терпеливы. Только в таком случае активное слушание принесет свои положительные плоды и так желаемые всеми нами гармоничные отношения с ребёнком!