Найти в Дзене
Жар-Птица

Теория привязанности или как помочь ребенку пережить разделение

Существует ли детская привязанность? На этот вопрос точно и очень утвердительно может ответить любой родитель. Многим малышам тяжело даётся даже краткосрочная разлука с родителями. В этой статье мы поговорим о том, зачем детям нужно это чувство, в каких случаях привязанность считается здоровой и что делать, чтобы помочь себе и малышу следовать истинной теории привязанности.

Привязанность – это иерархия отношений, дающих истинное чувство безопасности и опоры, которая полностью удовлетворяет все важнейшие потребности детей. Степень гармоничного развития ребёнка напрямую зависит от его ощущения защищенности и поддержки со стороны его родителей. Потому привязанность для ребёнка важна куда больше, чем для взрослого человека.

Когда же привязанность можно считать здоровой?

Здоровые безопасные отношения со взрослыми в жизни маленького человека называются теорией привязанности. Эта теория не о бесконечной потребности ребёнка в присутствии взрослых рядом. Случаи, когда ребенок не отпускает маму и/или папу ни на «секунду» также являются дисгармоничными и говорят скорее об отсутствии глубокой связи в семье, неполном удовлетворении детских потребностей. Ровно также, теория привязанности не имеет ничего общего с гиперопекой. Также теория привязанности не подразумевает полного слияния ребенка с родителями, а тем более, созависимость. Напротив, теория направлена на формирование самостоятельности.

Как быть, если малышу в процессе взросления сложно принимать физическое, эмоциональное и/или психологическое разделение? Невозможно убрать разделение из жизни полностью. Если физическое разделение не имеет большую значимость, то с эмоциональным и психологическим разделением дело обстоит гораздо сложнее.

Психологическое разделение начинается в моменты первых недопониманий, «кризиса трёх лет». Именно ему следует уделить особое внимание каждому родителю. Понятие разделения неслучайно является частью теории привязанности. В любых, даже самых затруднительных жизненных ситуациях нельзя лишать ребенка уверенности, что у него есть люди, которые его любят и принимают любым. Однако, также принципиально научить ребёнка идентифицировать себя как самостоятельную личность.

На помощь приходят тайм-ауты. Во время категорического непослушания малыша просто не обходимо разделиться психологически. Когда и ему и вам сложно справиться со своими эмоциями, взять паузу - нормально. Если ребенок готов вас выслушать, объясните, что сейчас каждому из вас нужно прожить эти чувства самостоятельно, напомните, что вы по-прежнему его любите, но огорчены его поступками. Скажите, что всегда готовы выслушать его мысли по поводу ситуации, но лишь когда он сам решит, что спокоен и готов к диалогу.

Между тем, старайтесь понять мотивы нестандартного поведения маленького человека. Возможно, за ними скрываются отголоски эмоционального разделения, которое нужно минимизировать. Если речь идет о первом опыте привыкания малыша к детскому саду, где ему приходится впервые расставаться с мамой, обязательно компенсируйте эмоциональное разделение по максимуму. Проведенный вечер и выходные с родителями, ваше внимание наиболее значимы для формирования здоровой привязанности.

Теория привязанности может (и должна) стать одним из главных помощников в воспитании психологически здорового и счастливого человека. Но это возможно лишь когда теорию привязанности взрослые применяют в первую очередь в интересах самого ребёнка. Использовать привязанность ради личного комфорта не стоит, ведь в таком случае это становится инструментом манипуляции. Мы же говорим о безопасности и защищенности в отношениях – они и есть постулаты теории привязанности, к которым мы должны стремиться.

Надеемся, что в данной статье, мы смогли донести смысл теории привязанности и вместе будет следовать зову сердца и разума, основываясь на его истинной трактовке.