Найти тему
Soc, Sci & Tech

Половина водителей на дорогах находятся в состоянии перманентного стресса, вызывающего серьезные последствия для их здоровья

Многим водителям, особенно в крупных городах, знакома ситуация: ежедневные поездки на машине на работу и с работы, по магазинам или по делам по дорогам, где часто бывают пробки - с частыми торможениями, разгонами и остановками да плюс еще автохамы, действующим на нервы - вызывают стресс.

Со мной лично так бывает довольно часто. И, думаю, я не одинок в этом. Согласно результатам исследования, проведенного учеными из Лаборатории вычислительной физиологии при Университете Хьюстона, это действительно твк. Но, оказываетмся, достаточно много водителей не обращают на этого никакого внимания.

Команда исследователей под руководством профессора Иоанниса Павлидиса выяснила, почему некоторые водители могут сохранять хладнокровие за рулем, в то время как другие испытывают сильное раздражение.

«Мы называем это явление «возбуждением ускорения». Возбуждение - это психологический термин, используемый для оценки стресса. Мы определяем «возбуждение ускорения» как стресс, вызванный внезапными событиями или неожиданно появляющимися факторами, даже самыми незначительными», - говорит профессор Павлидис. По его словам, причина этого лежит гораздо глубже, чем все думают.
«Отчасти это может быть связано с генетической предрасположенностью. Такое поведение, имеющее последовательный и системный характер, может означать, что это врожденное человеческое свойство».

Чтобы исследовать это явление, ученые внимательно изучили, как отдельные водители реагируют на типовые ситуации, требующие стремительного разгона и внезапного торможения или быстрого маневрирования на тщательно отслеживаемом маршруте.

Результаты их работы были представлены в мае 2021 года на конференции американской Ассоциации вычислительной техники, являющейся ведущим форумом по исследованию взаимодействия человека и компьютера.

«Благодаря нашей работе у нас теперь есть понимание феномена возбуждения ускорения, представляющего собой фобию, которая, оставаясь на виду, скрыта от всех», - сказал член исследовательской команды Тунг Хуэйн.

В ходе исследования ученые наблюдали за поведением 11 водителей-добровольцев, фиксируя появление признаков внезапного физиологического стресса во время отдельных получасовых поездок по одному и тому же маршруту на одном и том же минивэне Toyota Sienna.

Уровень стресса измерялся с помощью тепловизора, фиксирующего непроизвольную лицевую реакцию у водителей по типу «бей или беги» в виде повышенного потовыделения. В Toyota Sienna был также установлен компьютер, функционирующий в режиме черного ящика, записывая ускорение, скорость, тормозное усилие и особенности маневрирования.

Когда данные были обработаны в Университете Хьюстона, исследователи обнаружили, что около половины участников постоянно демонстрировали состояние пикового стресса во время привычного всем разгона, который характерен для езды с частыми вынужденными торможениями и остановками, например, на дорогах, где много светофоров.

У остальной половины не наблюдалось заметных изменений в сравнении с исходным состоянием.

«Это является признаком долгосрочного стресса, со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающих и для собственного здоровья водителя», - сказал Павлидис.

Еще более показательно то, насколько далеки друг от друга эти две крайности.

«Различия были значительными: у участников с повышенной возбуждаемостью уровень стресса был почти на 50% больше, чем у остальных, - сказал Павлидис. - Более того, психометрические измерения, проведенные путем стандартизированного анкетирования, показали, что водители, поддающиеся быстрому возбуждению, чувствовали себя более измотанными».

По словам ученого, были четкие признаки того, что возбуждение ускорения сказывалось на водителях, которые просто не осознавали этого.

Дальнейшие исследования этой проблемы помогут не только повысить безопасность на дорогах, но и сохранить здоровье водителей в долгосрочной перспективе.

Например, сегодня в мире быстро растет число водителей, работающих в сервисах доставки, и они практически постоянно находятся в нервной ситуации с частыми торможениями и разгонами. Таким образом, они чаще других подвергаются быстрому возбуждению, не подозревая об этом.

Актуальность этих исследований будет только возрастать в ближайшие десятилетия, поскольку мировая автоиндустрия будет переходить к производству полуавтоматических транспортных средств, которые способны распознавать воздействие стресса на водителей и облегчать его последствия.

Если вы проводите много времени за рулем, поделитесь своим мнением по этой проблеме. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, если публикация вас заинтересовала.