Критикуйте правильно
В воспитании детей трудно удержаться от замечаний, но высказывать недовольство можно по-разному. Если ребёнок совершил ошибку, важно комментировать его поступок, а не личность. Сначала скажите, что любите ребёнка и верите в его добрые намерения, а потом объясните, почему и насколько сильно вас огорчило его поведение. Чтобы дети отделяли негативную оценку своих действий от критики в свой адрес, начинайте разговор с поддержки. Пусть ребёнок каждый раз слышит, что он очень дорог для вас, а ваша цель не наказать, а научить его поступать правильно.
Иногда плохие оценки и нежелание учиться — показатели низкой самооценки. Преподаватели Тетрики знают, как найти подход к ученику с любым темпераментом и помочь ему полюбить учёбу! Попробуйте первый бесплатный урок и убедитесь в этом самостоятельно ------> ЗАПИСАТЬСЯ.
Хвалите в два раза чаще
Типичная ошибка многих родителей: хорошее воспринимать как должное, а за провинности обрушивать на ребёнка поток замечаний. Важно благодарить детей за усилия, которые они прилагают в учёбе, домашней работе, сдержанности в общении с родственниками. При этом похвалы должны звучать в два раза чаще, чем критика. Если ребёнок получает достаточно одобрения, он охотнее прислушивается к замечаниям и у него формируется положительный образ своего «Я».
Похвалы должны быть подробными и многословными, как и замечания. Просто сказать: «Молодец!» — мало. Нужно обязательно пояснить, чем для вас ценен поступок ребёнка. Говорите: «Спасибо, что сам вспомнил и убрал в своей комнате!». Или: «Мне так приятно, что вы смогли сами договориться и мирно разрешить спор!».
Гораздо реже случается перегиб в обратную сторону, когда ребёнком восторгаются по поводу и без. Чтобы этого избежать, отмечайте только те хорошие и правильные поступки, которые потребовали от ребёнка усилий. Не стоит постоянно восхищаться внешностью детей, ведь в выразительных чертах нет их заслуги. Лучше отмечать результаты труда ребёнка: постарался и получил более высокую отметку, украсил дом ко дню рождения сестры, уже два дня подряд не забывает вынести мусор.
Замечайте успехи
Родители могут по-разному относиться к школьным отметкам детей. Кому-то дарят новый айфон за полугодие без двоек, а другого даже не похвалят за табель с отличием. Одаривать детей ценными вещами, пожалуй, не стоит, но отмечать значимые для вас достижения необходимо. Это помогает ему формировать хорошее впечатление о себе самом, думать: «Я могу, я действительно это умею, я способный».
Спрашивайте, что ребёнок считает своими достижениями в учёбе, спорте, хобби, общении с людьми. Обсуждайте, что помогло добиться успеха и какие новые цели ребёнок ставит перед собой. Делайте акцент не на внешних атрибутах — медалях, дипломах — а на внутреннем ощущении счастья и вашей гордости за ребёнка.
Как и в случае с похвалой, не каждый поступок стоит внимания и восторга. Общайтесь с ребёнком, обсуждайте и сравнивайте, какого масштаба события для вас и для него являются значимыми. О чём хочется просто обменяться впечатлениями, что отметить в семейном кругу, а что отпраздновать в компании близких и друзей.
Любая цель становится реальной с хорошим наставником. В Тетрике подберут учителя под ваши пожелания и характер ребёнка. Познакомиться с программой обучения и получить рекомендации по развитию вы можете уже на первом бесплатном занятии ------> ЗАПИСАТЬСЯ.
Поддерживайте в трудной ситуации
Быть рядом, когда ребёнку трудно — важное условие для здоровой самооценки. Именно поддержка родителей, когда ребёнок оказался неправ в конфликте или провалил ответственное задание, даёт ощущение собственной ценности вопреки невзгодам. Когда ребёнок напуган, расстроен или зол, меньше всего он нуждается в критике, наставлениях или советах. Задача родителей в этот момент — утешать, быть опорой.
Когда эмоции улягутся и ребёнок будет готов обсудить ситуацию, важно вспомнить о первых правилах. Сначала нужно выразить свою любовь, выслушать ребёнка и только потом переходить к разбору проблемы. Пусть ребёнок знает, что всегда может на вас положиться, что вы выслушаете, даже если не согласитесь с ним.
Чтобы не навредить чрезмерной опекой и выгораживанием ребёнка, когда он виновен, важно отделять своё отношение к нему и его решениям. Любить и сочувствовать совершенно естественно для родителей. Однако оправдывать или брать на себя ответственность за его поступки не стоит.