В 5-м веке до нашей эры Рим только что изгнал прочь своих царей и начал противостояние за установление «справедливого мирового порядка» в Италии. Этруски, самниты, вольски и герники были достаточно сильны, чтобы сохранять независимость, а потому настоящая экспансия началась, только после смены лидера в Латинском союзе.
Когда вместо Альба-Лонги во главе племен латинов оказался вечный город, полководцы квиритов сумели быстро подчинить своих соседей. только после этого в 229-м году стартовала иллирийская война, в результате которой были приобретены первые владения за пределами Апениннского полуострова.
Война с даками, когда римляне впервые в своей истории захватили земли к северу от Дуная, началась в 101-м году нашей эры. Империя в тот находилась на пике своей силы, но и тогда с большим трудом смогла подчинить территорию, расположенную настолько далеко от моря и своей столицы. 170 лет цивилизация правила в этой суровой области, но в 271-м году из-за нападений варваров она была оставлена.
Поэт Овидий, который был отправлен в ссылку в эти места, следующим образом отзывался о далеких окраинах: «Кругом грозят жестокими войнами бесчисленные племена... Враг густыми толпами подобно птицам налетает и уводит добычу... поэтому редко кто осмеливается обрабатывать землю, да и тот, несчастный, одной рукой пашет, а в другой держит оружие...» Правда, знаменитый литератор был заинтересован в преувеличении тягот своей участи, поскольку страстно желал, чтобы его пустили домой.
Вот по этим-то причинам намерений завоевать Центральную и Восточную Европу не имели даже самые удачливые полководцы квиритов. Эти земли считались очень суровыми и холодными (по меркам благодатного Средиземноморья), к тому же, они являлись родиной варваров. В этой части своей империи римлянам было очень тяжело проецировать силу – они не смогли завоевать даже германцев, которые были у них под боком. Что уж говорить о славянах, что обитали еще дальше!
Тем не менее, наши далекие предки были вполне знакомы и с римским золотом, и с римским оружием. Задолго до нашей эры действовал так называемый Янтарный путь – исторический предшественник более знаменитого торгового пути «из варяг в греки». По этому транзитному маршруту, проходившему и через славянские земли, доставлялись – на юг дары Балтийского моря, на север – драгоценные изделия и золото. На территории нынешних Польши, Белоруссии и Украины до сих пор находят римские клады.
Кроме того, славяне и римляне нередко скрещивали свои мечи, ведь племена венедов часто участвовали в военных экспедициях, которые осуществляли вместе с другими варварами. В 253-м году император Волузиан разбил враждебные племена в низовьях Дуная, после чего получил от сената титул Венетский.
Правда, историк Тацит, который жил столетием ранее, не очень твердо отделяет их от других северян, хотя с помощью логики приходит к выводу, что славяне ближе к германцам. «… И дома строят, и носят большие щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты – это все отличает их от сарматов, живущих в повозке и на коне", - так пишет о них римский литератор.
Тем не менее, в эпоху гуннской экспансии славяне и римляне будут встречаться на поле боя намного чаще. Только речь о завоевании их родных земель уже совсем не идет. В составе армий Аттилы и его соратников наши предки сами переходят границы цивилизованного мира и нередко наносят ему поражения. В конце концов их заслуги были признаны римскими полководцами, и во время итальянской кампании Велисария в его войсках служили конные стрелки славяне.