фото отсюда https://www.sunhome.ru/journal/133214
Всем Доброго Аудиофильского!
Вспомнилась тут история которая случилась со мной лет 7 назад. Подхожу к девушке, предлагаю познакомиться. В какой-то момент беседа приходит к следующему диалогу:
- Я бухгалтером работаю, а ты чем занимаешься?
- А я фотограф.
- Ну вообще я не люблю фотографироваться.
- Интересно почему девушки это первым делом говорят? В данный момент я ищу девушку для личных нужд, а не для фотика. Для фотика, по моим наблюдениям, у девушек и у самих ноги есть. Причем длинные!!!
Это я вообще к чему? Это я к тому, что каждый человек видит мир по своему. И на некоторые факты из него у нас разные реакции.
Кто-то при фразах про фотографа думает, что сейчас фоткаться предлагать будет. А кто-то совсем другой Зум-Зум использовать собрался.
Ой! *краснеет*
То же самое происходит и со слухом. Один слышит плотный, яркий, насыщенный звук. А другой говорит, что это компрессия на вокале сильная.
Т.е. Аудиофильский слух первым делом нужно разделить на 2 категории:
1. Просто слушание с вылавливанием различий на слух.
2. Знание некоторых характерных различий и причин их возникновения с последующей идентификацией.
Таким образом выходит, что слух Аудиофилов делится на тех, кто просто слышит разницу между компонентами, и тех кто слышит разницу так еще и название ей дать может.
Тут у него динамика поджата, тут у него вторая гармоника валит, а тут АЧХ торчка дает.
А первый тем временем будет говорить, что бас у системы плотный, верха мягкие, а середина ярчит.
Но как сказал Даниэль во второй части франшизы Такси, "Все нормально, это просто трудности перевода".
Хотя на Аудиофильство и на восприятие различий все-таки образование влияет.
Знание того как поют вокалисты, помогает слышать их косяки, и заодно услышать как на усилках в 1-2-3 миллиона ценой это дело исправлено.
А если нет этого знания, так и не слышно как эти вокалисты косячат.
И тут даже не важно на какой технике слушать. Любители слушать качество вокала слышат это все на динамик смартфона. Они при этом признают, что он многое скрадывает и что более серьезная студийная техника нюансы вокала передает гораздо лучше. Но технические приемы, которые применяет тот или иной вокалист они слышат и на смартфон.
Но есть моменты, которые все-таки нужно слышать на качественной технике. И... как бы это грустно ни звучало - качественными ушами.
У меня за прошедшие 3 года было 2 инцидента с наушниками. В обоих отделалася промыванием ушей, и 3-4 месяцами восстановления АЧХ слуха.
Т.е. сбивался он сильно. На людях с хриплым голосом, я после промывания слышал гнусавость без малейшей хрипотцы.
Я конечно знаю почему это происходит. У меня задралась АЧХ и я начал значительно сильнее слышать верхнюю середину, где находится гнусавая составляющая голоса. А вот низкочастотную хрипотцу я перестал воспринимать. Ее заглушала верхняя середина.
Таким образом чуть хриполоватый голос, да чего там скрывать, парня с канала Ильдар Автоподбор(мне тогда машину продать нужно было), вдруг стал голосом Переводчика Леонида Володарского.
Сейчас-то я его нормально слышать стал. Но вот такая метаморфоза с промыванием ушей.
И тут нужно понимать, что есть люди которые всегда так мир слышат. Мы им, что у парня голос хрипловат, а он "Вы сдурели??? Да он гнусавит прононсом!!! Какая еще хрипотца???"
И понятно, что для него такого нужно делать другие колонки. С другим звуком. А если еще его слух изменился с возрастом, или после отита какого. И он теперь ищет те же Аудио-Ощущения, что получал от музыки раньше.
Я после того промывания ушей основательно перекроил АЧХ эквалайзером в своей системе.
Потом, когда слух восстановился, когда стал слушать уже без эквалайзера, я включил тот пресет и удивился. Там такой приятный глубоко-басовитый, мягкий на верхах, с теплой серединкой звук!!! Я был в шоке. Я же совсем другой звук настраивал. Я просто хотел вернуть то, что слышал до промывания ушей. Ну вернее за 3 дня до промывания ушей.
А оказалось, что такой звук мне и на нормальные уши интересен. И приятен.
Вот это одна из причин появления Аудиофильской техники. Решали одну проблему, а оказалось, что и Здоровым Людям это решение приятно!
*************************************************************************
Но все таки. Выходит, что для восприятия даже техники пения нам нужно иметь правильные уши. А то если мы слышим гнусавость Рокера, или Блюзмена, который на самом деле всю вокальную партию на своем потрясающем урчании построил то, какую же технику вокала мы тут расслышим?
И вот сегодня я поделюсь с вами моими наблюдениями за разным слухом у Аудиофилов.
Давайте сразу договоримся, что мы не будем сегодня обсуждать возрастные изменения слуха. Мы говорим о фактическом наличии особенностей звуковосприятия. Часто оно такое уже смолоду.
1. Слышит все и вся. И Хай Рез на 96 кГц от Хай Рез на 192 кГц отличит. Причем на наушники за 500 рублей воткнутые напрямую в ноут.
Ноуты уже лет 10 как встроенную звуковуху с ЦАП на 192 кГц дискретизации имеют. И при этом никаких реклам данного факта. Но она там есть! Проверьте свой аппарат!
2. А вот тут необычный момент. Дело в том, что первым делом человек перестает различать вовсе не верх. Он перестает различать бас. И потому многие Аудиофилы не отличают бас в исполении Закрытый Ящик от баса в исполнении Фазоинвертор.
3. Не различают Хай Рез на 96 кГц от Хай Рез на 192 кГц. При этом 96 кГц от Компакт Дискосвых 44 различают запросто. И потому цифровой Винил 80х и даже начала 90х у них вполне полноценный винил. А вот на новоделе цифра.
Хотя правда тут в том, что цифра и на новоделе и на виниле 80х и 90х одинаковая. Т.е. про новодел это они из текстовых источников узнали, что там цифра.
А по факту этот Новодельный Винил для него будет так же хорошо звучать, как и Винил 80х и 90х.
4. Не различают 96 кГц и выше от Компакт Диска. Степень 2. Просто не различают от слова вообще. Так и говорят. Пробовал-проверял - не слышу разницу. Максимум, что слышу - это щелчки на Виниле.
5. Не различают 96 кГц и выше от Компакт Диска. Степень 1.
А вот тут странная психо-метаморфоза. Они такие активно выносят мозг.
Причем фразами, что для того, чтобы услышать разницу нужна система за много много и строго зелени.
При этом заявляют, что бюджетная вертушка звучит явно хуже Компакт Диска.
Но вы-то уже знаете, что эта метаморфоза как Ильдаром из Автоподбора. А мне ведь педанты импонируют. Я тащусь когда профи рассказывает, что к чему.
Так вот и тут такая же метаморфоза. Он слышит то, что большинство даже как со слухом лучше. так и со слухом хуже - не слышат. И у него в этот момент мир переворачивается.
Что же это он такое слышит?
Его слух попал на кроссовер. Он уже не слышит разницу на верхах. Но слышит ее зоне стыка кроссовера.
И тут есть один интересный технический момент. Дело в том, что на самом деле к таким Слухачам прислушаться стоит.
Знаю, что парадоксально звучит. Но именно с инженерной позиции нужно прислушаться. Они слышат нюанс, который другая фокус-группа игнорирует. Он для нее если и есть то едва едва заметен. А вот эти Слухачи на нем прям сконцентрированы.
Давайте первым делом скажем, что их заявления о качестве звука верны. В зоне стыка кроссовера они действиетльно верны.
И в их условиях улавливания различий это актуальный показатель.
Т.е. то, что для других людей слышащих разницу даже между 96 кГц и 192 не принципиально и едва уловимо, да еще и знать надо, что слушать.(Для них таких Винил даже на 96 кГц даже на ультрабюджете всегда лучше чем Компакт Диск.)
Так вот у этой группы Слухачей это прям в уши лезет. И они этот стык слышат как никто другой.
В общем суть технического дефекта.
Заявление "Дешевый ЦД плеер переиграет Бюджетную вертушку на раз"
В чем тут суть.
Они слышат только стык кроссовера. На бюджетной технике. Выше они звук тоже слышат, но не слышат в нем различий.
И вот, что просиходит с кроссовером, когда ему подают сигнал с Компакт Диска и с Бюджетного Винила?
Тут такой момент. ЦД Плеер, даже самый бюджетный, имеет детонацию 0.02%. А вот вертушка бюджетная будет выдавать или 0.15% или 0.1%. А то и выше.
И вот эта детонация приведет к тому, что кроссовер с его конденасторами с большим фазовым сдвигом. Там ведь мощные кондеры, с большой емкостью. А они имеют большие расстояния между обкладками. Как итог имеем большой фазовый сдвиг.
И вот в этом фазовом сдвиге высокая детонация с бюджетного Винила успевает делов натворить. Да и надо сказать корректор бюджетный тоже гармоник подсыпает в точках перегибогов кривой. А они там тоже в кроссоверные частоты попадают.
И вот выходит, что бюджетная вертушка действительно в зоне кроссоверов в колонках творит кучу паразитных гармоник.
И именно эта группа Слухачей этот момент очень хорошо слышит. В то время как Хай Резники что 96 кГц от 192 отличают на бюджетных наушниках, на этот стык внимания не обращают от слова вообще.
Т.е. с инженерных позиций группа контроля качества работы техники должна включать в себя как Хай Резо-филов, так и Баблосо-Филов.
Потому что эти вторые ловят искажения в весьма важном техническом диапазоне, который другая фокус-группа игнорирует.
Такой вот парадокс.
6. Слышат разницу только на СЧ
Тут как. Тут как раз для них и делают Ламповые Усилители которые выдают резкий бас, жесткий верх, и гнусавую середину.
Они по другому различий не слышат. А тут у них "О!!! Тепленькая пошла!!!".
Это Ламповики заточенны на специфическую аудиторию.
На них и я бывало по молодости ворчал. Мол как их такие делают? Для кого?
А вот теперь стал понимать. У каждого товара на Аудиофильском рынке есть своя важная для потребителей цель.
Не для всех потребителей. Это как автомобили. Одним нужно 7 мест для сидения. Другим только 2 и чтобы крыша в багажник убиралась. Одним тишина в салоне, а другим рычащий двигатель даже на холостых.
******************************************************************************
Но все это дополнительно усиливается еще и знаниями и навыками слышать музыку. Слышать звукорежиссерские приемы. Слышать Вокальные Техники. Иметь свои психо-акустические потребности в этих делах.
Умение все это слышать? увеличивает градfцию еще минимум в 4 раза. Т.е. потребителей на Аудиофильском рынке минимум 24 группы.
И каждый представитель той или иной группы слышит звучание сетапа по-разному.
Слышит и идентифицирует разные различия. Одни слышат как усилитель только АЧХ гнет. Другие как компрессию и гармоники крутит в разные стороны. А третьи как вокалистам ноты тянуть помогает.
Т.е. один слушатель между усилителем за 100 тыщ и за миллион может не услышать разницу в звуке, другой услышит какие-то мелкие нюансы в детальности звучания, а для третьего точность звучания Вокала на усилке за лимон будет куда как заметнее и главное важнее и нужнее.
Вот такой сегодня анализ получился.
Спасибо, что дочитали!