Найти в Дзене
Еженедельник "Звезда"

Модификацию американского тактического беспилотника испытали во Флориде

Американские военно-воздушные силы испытали модификацию тактического БПЛА Kratos UTAP-22 Mako, построенного на базе дрона-мишени BQM-167 Skeeter. Вылет состоялся с базы Тиндалл во Флориде 29 апреля.

Kratos
Kratos

На борту беспилотника был «компьютерный мозг» Skyborg - ранняя версия интеллектуальной автономной системы пилотирования от Kratos Defense & Security.

Эта система не только сможет решать задачи по управлению летательными аппаратами, но и возьмёт на себя более сложные функции. В частности, речь идёт об оценке ситуации в боевых условиях, на основе чего «компьютерный мозг» будет принимать решения и реализовывать их. В ходе испытания, длившегося 70 минут, Skyborg отвечала на навигационные команды, исходившие с F-16C, и подстраивалась под диапазоны режимов полёта.

Второй тестовый полёт состоялся 5 мая над Мексиканским заливом. При этом конструкция носителя — всё того же  UTAP-22 — претерпела значительные изменения: беспилотник получил змеевидный обтекатель, позволяющий вместить дополнительную электронику, и, возможно, новые датчики IRST. Эта система позволяет искать и отслеживать цели, включая скрытые платформы, в инфракрасном диапазоне. И, в отличие от радаров, она не выдаёт себя — таким образом самолёт противника не распознаёт признаки отслеживания и, соответственно, не может воспользоваться средствами РЭБ.

pixabay.com
pixabay.com

Программа Skyborg предусматривает одновременно разработку БПЛА и программного обеспечения для операторов, которые будут ими управлять. Данный проект будет опробован на разных типах аппаратов, включая — в дальнейшей перспективе — пилотируемые. А пока ВВС США в рамках контракта с General Atomics тестируют реактивные беспилотники Avenger и разработки от Kratos, на очереди - Boeing. И если проект Skyborg пройдёт по плану, внедрение автономных систем значительно снизит нагрузку на лётчиков. И всё же США делают ставку, в первую очередь, на рои автономных БПЛА, поскольку современная военная концепция — это «умная война», предполагающая минимализацию участия живой силы на поле боя.

Однако не стоит переоценивать подобные проекты и доверять байкам в духе «следующий шаг — Скайнет и терминаторы»: автономные системы, как и нейросети, действуют исходя из заданных алгоритмов. Эффективность их применения напрямую зависит от множества факторов, включающие характеристики полёта ЛА противника, присутствие ложных целей, наличие либо отсутствие ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), воздействие средств ПВО — и так далее.

Кроме того, при работе с нейронными сетями часто возникает такая проблема как перегрузка — неспособность нейросети справляться со слишком большими объёмами информации. Прямым следствием является наличие ошибок в выполнении запрограммированных задач. И чем сложнее сеть — тем «тяжелее» ошибки. В конце концов, в отличие от человеческого мозга, искусственный «мозг» оперирует сугубо численными математическими методами. А ведь в некоторых ситуациях именно «живой» опыт и интуиция, а не нелинейные алгоритмы, способны кардинально повлиять на исход боя или вовсе не допустить его. Так что можно считать, что — даже при массовом внедрении автоматизированных систем — ведущая роль ещё на долгое время останется за пилотируемой авиацией.

Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"