Безусловно, ситуация, когда вы дали взаймы и вам не возвращают долг – крайне неприятная. Особенно если должник – близкий родственник или хороший друг. Да, можно прочитать миллион лекций и два миллиона нотаций на тему «как плохо давать кому-то в долг», но мы в компании «Альфа Групп К» привыкли работать по принципу, когда в приоритет ставится решение конкретных проблем, а не разглагольствования по поводу или без. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с тем, какие этапы существуют при возврате долгов.
Анализ задолженности
Первым делом требуется проанализировать ряд факторов. Важно оценить объем задолженности, насколько он критичен для займодателя. Также ценно будет оценить, насколько правильно оформлен заем с документальной точки зрения: сами понимаете, что если деньги выданы даже без расписки, то получить их будет, скажем так, непросто. Немаловажно и понять причины, почему заемщик не возвращает долг. Это может быть как его личная безответственность, так и, например, различные форс-мажорные обстоятельства (болезнь, потеря работы и так далее). Благодаря анализу и учету вышеуказанных факторов можно выработать грамотную стратегию взыскания долгов.
Уведомление должника
Это скорее формальный этап, который будет нужен для дальнейших разбирательств. Сначала можно звонить, писать смс-ки, в мессенджерах и на электронную почту. Затем следует задуматься о подготовке формальной претензии. Но это уже следующий этап.
Подготовка формальной претензии
Это лучше доверить профессионалам, которые специализируются именно на такого рода делах. Они смогут разработать юридически грамотный документ, в которым будут соблюдены все требования законодательства и который точно будет принят судом. В претензии должны быть указаны сведения о должнике, сумма долга, дата, когда были выданы деньги, нарушенный срок возврата долга.
Здесь мы сделаем своего рода сюжетную развилку, это обусловлено тем, что действительно существуют два основных способа дальнейших действий. Можно пойти по пути медиации, а можно пойти в суд.
Медиация
Под медиацией подразумевается процедура переговоров, организуемая третьей стороной (то есть медиатором). Она предполагает обсуждение сложившейся проблемы и выработку консенсуального решения, которое априори устроит обе стороны – должника и кредитора. Очень многое зависит от самого медиатора и от его компетентности в юридических и психологических аспектах. Он должен выстроить процесс таким образом, чтобы в итоге стороны пришли к оптимальному решению и при этом были соблюдены все формальные процедуры. Статистика по медиации хорошая – более 80% таких кейсов завершаются достижением консенсуса и возвратом долга в установленные на переговорах сроки.
Суд
Что же будет, если вы откажетесь от медиации и пойдете по формальном пути? Для начала требуется подготовить пакет документов для суда. Это процесс не самый простой и лучше доверить его юристам. Затем заявление с документами передается в суд, который рассматривает его по существу. Однако принятие им решения – еще далеко не конец всей эпопеи. Решение будет передано судебным приставам, которые нередко не спешат выполнять свои обязанности по его исполнению. Поэтому вся эта история может затянуться надолго.
Какой вывод стоит сделать из всего вышеизложенного? Он достаточно простой – если вы попали в неприятную ситуацию, всегда обращайтесь к профессионалам, которые в любом случае найдут оптимальное решение и позволят выбраться из нее с минимальными потерями.