Куда обращаться, если столкнулись с мошенничеством в интернете?

Чем глубже интернет проникает во все сферы нашей жизни, тем изощреннее и разнообразнее становятся схемы, используемые мошенниками для того, чтобы получать чужие деньги.

Чем глубже интернет проникает во все сферы нашей жизни, тем изощреннее и разнообразнее становятся схемы, используемые мошенниками для того, чтобы получать чужие деньги. Впрочем, мошенничество в интернете строится на тех же приемах, что и в жизни — на стремлении людей к легкому заработку, желании получить выгоду, неспособности адекватно оценивать предложения и ситуации.

При этом «охотятся» интернет-мошенники не только на деньги, но и на информацию (электронные счета, данные банковских карт и т.п.), а встреча с ними на просторах сети возможна буквально повсюду — в соцсетях, в мессенджерах, на торговых площадках, даже в вашем электронном почтовом ящике.

Вопреки распространенному пессимизму в отношение возможности вернуть выманенные мошенниками деньги и наказать злоумышленников, шансы и того, и другого достаточно высоки — конечно, если заняться этим серьезно и если знать, куда писать заявление.

Кто поможет вернуть деньги

Первый вопрос для каждой жертвы обмана — куда обращаться? Выбор инстанции для обжалования зависит от конкретной ситуации, но практически всегда критически важно обращение в кратчайшие сроки. В частности, денежные средства, снятые мошенниками с карты или счета, иногда можно вернуть, исключительно благодаря оперативности действий в связи с произошедшим.

Так, если средства были украдены с электронного кошелька или с личного счета, следует немедленно отправить запрос в службу поддержки платежного сервиса или на официальный сайт: если платеж еще не прошел, сервис просто заблокирует перевод, и деньги вернутся к владельцу.

Если появились хотя бы малейшие подозрения о мошенничестве с банковской картой, надо как можно скорее заблокировать платежный инструмент, обратившись в банк (оперативность блокировки у банков может существенно отличаться, поэтому держателям карт целесообразно заранее узнавать, через какие каналы коммуникации это можно сделать быстрее всего). Далее вступает в силу закон «О национальной платежной системе», предписывающий банку в течение суток вернуть средства на карту, если ее владелец заявил об интернет-мошенниках. На расследование ситуации закон отводит банку 30 дней.

А если есть желание не только вернуть похищенное, но также найти и наказать мошенников?

Как эффективно обжаловать интернет-мошенничество

Несмотря на то, что мошенническая схема сработала в интернете (например, в интернет-магазине, на платежном сервисе или фишинговом сайте), обжаловать действия злоумышленников следует в привычных органах правопорядка, а именно:

  • обратиться ближайшее отделение полиции с заявлением от своего имени (не анонимно) по поводу преступления (документ в обязательном порядке должны зарегистрировать, а решение о необходимости возбуждения уголовного дела примет назначенный следователь);
  • подать жалобу в прокуратуру (сюда можно обращаться в первую очередь, минуя полицию, а также параллельно с обращением в полицейское отделение или по факту отказа на поданное в полицию заявление).

О действиях злоумышленников можно также сообщить:

  • в ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями) — ведомство, занятое разрешением спорных ситуаций в сфере экономики, включая неправомерную торговлю и мошеннические действия интернет-магазинов;
  • в отдел К — спецподразделение МВД, профилем которого являются защита авторских прав и противоправные действия, осуществляемые средствами интернет-связи;
  • в Роскомнадзор — ведомство, полномочное рассматривать дела относительно неправомерного использования персональной информации.

Если ущерб нанесен существенный, не стоит тратить время на разбирательство: обращение в гражданский суд обеспечит необходимое расследование, а виновным придется дополнительно погасить судебные издержки.

Выбор инстанции зависит от обстоятельств совершенного преступления. Если вам пришлось столкнуться с такой неприятностью, как интернет-мошенничество, в СПб вы всегда можете обратиться за помощью в Общество по защите прав потребителей: переходите на сайт, и в рамках бесплатной консультации узнайте, куда и как подать заявление о мошенничестве через интернет в вашем конкретном случае.

Вам могут быть интересны другие статьи по данной теме: