Если вы спросите десять человек, на какой спектакль в Москве стоит сходить, то получите десять разных ответов. Любители классики будут советовать одно, поклонники современной драмы — другое, а кто-то вообще скажет, что после смерти Товстоногова в театр ходить нет смысла. Есть, конечно, профессиональные рейтинги театральных критиков, но их выбор, как правило, понятен лишь специалистам, они редко ориентируются на "нормального зрителя". Коммерческим же обзорам с заголовками "лучшие", "суперхиты", "топовые" и "культовые" верить не стоит — по понятным причинам...
Мы составили пошаговую инструкцию для новичков по выбору спектакля, чтобы вы не терялись перед сводной репертуарной афишей, и могли просить в театральной кассе не что-то абстрактно "хорошее", а конкретный билет.
Шаг 1. Выбор жанра
Если вы на дух не переносите "скучных разговоров" на сцене, и любите песни, танцы, водевильную лёгкость, красивые костюмы — вам нужна музыкальная комедия или оперетта. Театр ассоциируется у вас с вечерними платьями, веерами, позолотой, классическим вокалом — добро пожаловать в оперу. Обожаете зрелищные многофигурные синтетические постановки с современной хореографией, эстрадными номерами и драматической основой — вам нужен мюзикл. Нужен танец без пения — балет, модерн данс.
Драматический театр, как и музыкальный, в свою очередь делится на жанры. Но тут несколько сложнее: "трагедию" в чистом виде вы встретите очень редко, а то, что называют "комедией", может оказаться вовсе не смешно. В 20 веке, с развитием режиссуры, появилось бесчисленное количество авторских жанров: "печальный детектив", "мелодрама-размышление", "псевдотрагифарс" и так далее. Разобраться в этом с непривычки непросто, поэтому лучше ориентироваться на автора и название пьесы.
Шаг 2. Пьеса
Как ни странно, в современных пьесах ориентироваться проще. Во-первых, их не так много в московской афише. Во-вторых, аннотация даст вам исчерпывающее представление о том, что за историю вы увидите, и у вас не будет обманутых ожиданий. Иван Вырыпаев, Ярослава Пулинович, Василий Сигарев, Дмитрий Данилов... о них масса информации в сети, и вы сразу поймёте, чем они отличаются друг от друга. Сложнее с советской драмой. Очень мало кто ставит сейчас пьесы советского периода всерьёз, "в лоб", как сегодняшние тексты. Поэтому, если вы хотите окунуться в детство, лучше пересмотрите старые спектакли на видео. Но если вас не смущают смелые интерпретации, ирония, неожиданные трактовки — идите смело!
Задавайте себе простые вопросы: чего я хочу от театра? Посмеяться? Поплакать? Подумать о глобальном? Развлечься? Интеллектуально поупражняться? Полюбоваться красотой шоу? Поверьте, московская театральная палитра достаточно разнообразна, чтобы удовлетворить любое желание.
Наконец, классика... Думаете, "Ревизор" Гоголя — комедия о Хлестакове, "Ромео и Джульетта" — история несчастных влюблённых, "Три сестры" — грустная драма о провинциальной жизни? Не тут-то было. Сто лет успешного развития режиссёрского театра не прошли даром, и сегодня "классику" в театре можно увидеть лишь в версии того или иного режиссёра. И к этом нужно быть готовым. Даже самая "традиционная" постановка классики будет сегодня выглядеть совсем не так, как это было двадцать, а тем более сорок лет назад. И СОВЕРШЕННО не так, как вы себе представляете. Поэтому, чтобы понять, что именно вы увидите на сцене, переходим к третьему шагу.
3. Фамилия режиссёра
Без знания особенностей творчества конкретного режиссёра, к сожалению, выбор спектакля превращается в лотерею. Потребуется хотя бы поверхностное знакомство с эстетикой, свойственной постановщику спектакля, который вы наметили для посещения. Почитайте рецензии (только не отзывы зрителей, а именно театроведческие статьи!), посмотрите трейлеры спектаклей, фотографии. Вы видите какие-то радикальные мизансцены, и это для вас неприемлемо — не тратьте деньги и нервы. Особая история — малоизвестные режиссёры и студенческие спектакли, тут вы немножко рискуете, но со временем у вас начнёт срабатывать интуиция.
Режиссёры очень разные, и каждый творит собственный художественный мир. У кого-то он спокойный и тихий, у кого-то помпезный и красочный; кто-то любит говорить с залом простым и понятным языком, а кому-то наоборот привычнее язык метафор, иносказаний... Например, о Сергее Женоваче известно, что это мастер гармоничного, культурного и в хорошем смысле старомодного театра; о Вячеславе Долгачёве пишут как о приверженце "мхатовской" школы и профессионале высочайшего класса, а о Максиме Диденко — что он смелый экспериментатор, которого очень любит продвинутая молодёжь. Ищите информацию, размышляйте, "примеривайте" её на себя, пробуйте вообразить себя в зале театра... Кстати, а какого именно?
Шаг 4. Выбор театра
Когда-то, во второй половине прошлого века, у каждого московского театра было своё лицо — художественный лидер, определяющий политику, направление развития, подбирающий труппу под свои цели и задачи... Публика понимала, что увидит в "Ленкоме", что во МХАТе, а что в "Современнике". Теперь не то, театров-индивидуальностей на карте города — единицы. В этом смысле Новый драматический театр наиболее надёжен, здесь практически не бывает "инородных" явлений.
Учтите, что бренды в театральном мире живут долго, но сами театры меняются до неузнаваемости. Люди пенсионного возраста могут взять билеты в Театр на Малой Бронной, потому что помнят о спектаклях Анатолия Эфроса... и попасть там сегодня на спектакль Константина Богомолова. Возможно, им даже понравится (нет!), но это будет совсем не то, чего они ожидали. Театр вовсе не так консервативен, как многие думают, это не музей и не храм. Он живёт, развивается, меняется вместе с обществом. Попробуйте исходить из "презумпции невиновности" театрального коллектива, он далеко не всегда хочет взять с вас деньги за билет — и только! 😉
Есть распространённая практика — подбирать театр, исходя из состава труппы, то есть идти целенаправленно на спектакль, где играет любимый артист. Но такой подход может себя и не оправдать. Вы посмотрите пять минут на "живую звезду", а потом заскучаете, если вас не захватит зрелище и не тронет происходящее в пьесе.
Шаг 5. Покупка билета
Непременно изучите схему зала (о том, какие места лучшие, мы писали ЗДЕСЬ). Чтобы вам ничего не испортило впечатление, продумывайте дорогу в театр и обратно. Новый драматический театр находится далеко от метро, в спальном районе, зато билеты у нас недорогие.
Ничто не может так сильно испортить впечатление от театра, как предубеждения. Когда человек изначально настроен на то, что "нынче всё ужасно, везде новшества, обязательно всё исковеркают и исказят" (или наоборот — в нашей стране театр безнадёжно отсталый, не то что в Европе, где всё самое актуальное и передовое!), он не получит удовольствия даже от замечательного, тонкого и умного произведения искусства. Быть зрителем не так просто, необходимо учиться понимать театральный язык, быть открытым и восприимчивым, и главное — настраиваться на диалог.
Ждём вас на спектаклях Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов по телефону +7 (499)182-03-47
💥 АФИША И БИЛЕТЫ ОНЛАЙН 💥