"Казино Рояль" – ключевая картина для понимания того, к чему Джеймс Бонд придет, когда наступит черед премьеры фильма "Не время умирать". Поэтому стоит некоторые детали ленты 2006 года изучить более пристально, тем более что со временем о первом фильме с Дэниелом Крейгом в главной роли выясняются любопытные подробности. Например, оказывается, что продюсеры изначально хотели вырезать одну из самых памятных сцен за всю историю фильмов об Агенте 007.
С тех пор, как в 1962 году Шон Коннери впервые примерил смокинг Джеймса Бонда (да, да, есть еще старинный фильм "Казино Рояль" 1954 года, но в канон она не входит, и мы ее отбросим), прошло более полувека, а облик Агента 007 сменился уже шесть раз. И каждый раз, разумеется, перемена была связана с изменением тональности картин – Роджер Мур, скажем, дебютным "Живи и дай умереть" придал франшизе легкомысленный и даже комедийный оттенок, Тимоти Далтон привнес суровости, а сменивший его Пирс Броснан выкрутил на максимум иронию. Принявший "титул" в 2006 году Дэниел Крейг тоже должен был изменить Бондиану, но никто и думать не мог, что франшиза изменится столь радикально.
В "Казино Рояль" перед публикой предстал много более хладнокровный, расчетливый и реалистичный специальный агент, который способен испытывать боль, гнев и бессилие перед теми жертвами, которые ему приходится принести. Находящаяся под влиянием фильмов о Джейсоне Борне Бондиана вынуждена была меняться и становиться настолько натуральной, жесткой и осязаемой, насколько это возможно, и кульминацией этой трансформации стала сцена пытки Бонда обезумевшим от испытанных унижений Ле Шиффром. Но согласно недавнему интервью Маддса Миккельсена, этот эпизод мог вообще не оказаться на экранах.
По словам актера, в какой-то момент продюсеры посчитали показанное перебором, и хотели сдать назад, подвергая Джеймса меньшим истязаниям, а Ле Шиффра делая куда менее жестоким антигероем. "Я точно знаю, что эта сцена долгое время лежала на монтажном столе и ожидала согласования всех сторон", – рассказал Миккельсен. – "Многие считали ее, нууу, слишком радикальной для Бонда, что ли..." И зрители, наверное спокойно восприняли бы отсутствие почти физически ощутимых ударов узлом каната, вот только для персонажа Крейга, для переосмысления Бонда, для всего бренда в целом это были важнейшие кадры.
Если вы вдруг забыли, освежу память. Ближе к финалу, преодолев все уловки противника, Бонду удается выиграть в титульном казино 115 миллионов долларов у главного злодея картины Ле Шиффра. В отместку герой Миккельсена нападает на Джеймса, оглушает его, бесчувственного спускает в какую-то канализацию, привязывает обнаженного к креслу без сидения и начинает мучить. Мучить долго, дольше, чем к этому привыкли поклонники фильмов об Агенте 007. Причем пытку Шиффр выбрал изощренную и логичную скорее для слэшеров типа "Хостела" или "Я плюю на ваши могилы", чем для шпионских триллеров. Но куда важнее то, что этот дискомфортный эпизод длительностью почти пять минут говорит публике о том, что у Бонда нет "Плана Б"...
Действительно, избиваемый агент пытается вызвать у истязателя ярость, но привычного оптимизма, бравурности, стремления шутить и паясничать здесь не просматривается. Самодовольство и самоуверенность больше не являются визитной карточкой Джеймса Бонда, теперь он может истекать кровью, и находиться на грани гибели с допустимым летальным исходом – это в очень большой степени сформировало то, что затем вы увидели в "Скайфолле" и "Спектре". Да что там говорить, внутренне я готов к тому, что в "Не время умирать" окажется, что время как раз пришло. Как минимум, я не буду удивлен...
Но вернемся к "Казино Рояль". Немаловажно в сцене пыток и то, что Бонд фактически не приложил никаких усилий к своему спасению – это раньше, в старых фильмах злодей раскрывал свой коварный замысел во всех деталях, а Джеймс в это время перерезал веревки минилазером или открывал наручники отмычкой, спрятанной в шнурке ботинка. Нет, на этот раз Агенту 007 нечего было противопоставить. Совсем. Абсолютно. Полный ноль. И от смерти его спас босс самого Ле Шиффра, отправивший киллера к незадачливому игроману. Бонд теперь совсем иной, его хитроумный план побега больше не спародирует Остин Пауэрс, игры кончились, хотя злодей и выглядит жалким и напуганным, истязая жертву, мысленно попрощавшуюся с жизнью.
Впрочем, я пожалуй поспешил, рассказывая о том, что последующие фильмы Бондианы с Крейгом продолжали действовать в том же духе – у "Скайфолла" и особенно у "Спектра" были сюжетные и стилистические промахи, едва не сведшие на нет все старания авторов "Казино Рояль" заново переизобрести Бонда. Но это уже совсем другая история, менее серьезная и менее жестокая – сцена пытки Блофельда в фильме "007: Спектр", к слову, сама выглядит, как пародия на описанные мной выше истязания Джеймса Ле Шиффром. Будет повод, поговорим и об этом.
Пока же понадеемся на то, что практика переносов премьер постепенно уходит из нашей жизни, и новая картина "Не время умирать" доберется-таки до экранов в сентябре 2021 года – куда уж дальше тянуть. И вот тогда мы непременно подведем итоги циклу Дэниела Крейга в образе Джеймса Бонда, а пока переключимся на другие темы, благо, киноиндустрия постепенно оживает. Киновед в штатском приготовил для вас несколько интересных материалов, которые наверняка вызовут споры – вам стоит подписаться на канал, читать, смотреть, не болеть и беречь родных и близких. А там уж мы непременно...
Увидимся в кино!