Охотный ряд-центральная улица Москвы, которая идет от Манежной площади до Театральной площади. Еще в 18 веке у Китайгородской стены, на прудах, образованных рекой Неглинной, стояли водяные мельницы, моловшие муку, а в Охотном ряду - хлебные амбары. Охотники и рыбаки доставляли сюда по реке на продажу свою добычу, покупали зерно и муку, здесь шел шумный торг. проходили драки на кулачках. У ворот стоявшего здесь Моисеевского монастыря монахини держали 12 печур и торговали горячими калачами, пышками и блинами. Таким был Охотный ряд на протяжении столетий. Это была грязная улица, застроенная двухэтажными домами, где в первых этажах помещались лавки, торговавшие мясом. рыбой и птицей, а на вторых - трактиры. В разные годы это место было и торговой площадью. и средоточием богатых дворцов и даже трущобами. К концу 19 века улица считалась одной из самых грязных в городе. но, тем не менее, Охотный ряд все равно оставался символом благополучия города.Так было до начала 20 века.
Реконструкция Москвы: 30е годы двадцатого века
В связи с воплощением в жизнь генерального плана реконструкции Москвы Охотный ряд и вся окружающая его территория подверглись кардинальной перестройке. В 1932-1935 годах два новых монументальных здания сформировали современный облик Охотного ряда.
Гостиница Москва
Гостиница "Москва" проектировалась в мастерской архитектора А.В. Щусева, знаменитого советского зодчего, которому принадлежит много известных проектов, в том числе сооружение мавзолея В.И. Ленина. Если внимательно присмотреться к главному фасаду гостиницы " Москва", можно заметить некоторые различия между левой и правой частями здания от центрального входа. На этот счет существует такая "байка"
Над проектом гостиницы работал целый коллектив архитекторов и в процессе работы вносилось много изменений и уточнений. Окончательный проект гостиницы, представленный А.В. Щусевым, утверждал лично Сталин, все таки это было первое здание в центре столицы, сооружаемое по плану реконструкции, оно задавало тенденции и направление для дальнейших проектов. Вождю было представлено два варианта фасада и, как принято у строителей, в чертежах они разделялись осью симметрии. Сталин поставил свою подпись посередине. Уточнить окончательное мнение вождя никто (в том числе и А.В. Щусев) не рискнул, поэтому в проекте так и оставили два варианта фасада. Правая часть выглядит более строго, левая - более декоративная. Хотя скорее всего это лишь байка, а за этими различиями кроются какие-то чисто строительные или конструктивные проблемы. Долгое время в гостинице имелся только один корпус, только в 1968 году начали строить боковые корпуса , которые существенно увеличили объем помещений гостиницы и архитектурно разделили большое пространство вокруг на две площади: площадь Революции и площадь Свердлова ( ныне Театральная). Уже в 21 веке здание гостиницы было признано не соответствующим новым требования гостиничного бизнеса, было снесено и построено заново с сохранением внешнего облика и частично внутренних интерьеров в стиле "сталинский ампир". Вновь отстроенное здание было введено в эксплуатацию в 2013 году.
Здание ГОСПЛАНА СССР
Прямо напротив здания гостиницы Москва было годом позже возведено не менее впечатляющее 12 этажное здание по проекту архитектора А.Я. Лангмана для Совета труда и обороны, более известное нам как здание ГОСПЛАНА СССР. Сейчас в нем располагается Госдума Р.Ф. Здание построено все в том же стиле, цокольная часть здания и входные порталы облицованы лабрадором и карельским гранитом, все надежно, красиво, прочно. Отличительной приметой здания является большое рельефное изображение герба СССР на фасаде. Интерьеры здания хорошо отделаны современными материалами, вполне соответствуют внушительному фасаду.
Колонный зал Дома Союзов
Рядом с монументальным зданием ГОСПЛАНА изящной игрушкой смотрится шедевр классической архитектуры, созданный в 18 веке русским зодчим Матвеем Казаковым для князей Долгоруковых, выкупленный позже московским дворянством для Российского Благородного собрания. После революции 1917 года здание перешло в ведение профсоюзов, которые, как мы помним, были "школой коммунизма". До сих пор это здание так и называется Дом Союзов. Тот, кто хоть раз побывал в этом здании, никогда не забудет Колонный зал с белоснежными коринфскими колоннами и великолепными хрустальными люстрами. В этом зале проводились и проводятся многие значимые мероприятия страны и международные форумы, самые лучшие концерты выдающихся артистов.
В этом знаменитом зале бывали на балах А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. На его сцене выступали П. Чайковский, С. Рахманинов, Ф.Лист. В наше время можно видеть юбилейные концерты современных знаменитых артистов, проходящих именно в этом зале. Очень любили выступать в этом зале Клавдия Шульженко и Иосиф Кобзон.
Театральная площадь (ранее площадь Свердлова)
Эта старинная площадь лежит в самом центре города. Она образована в 1817 году, когда реку Неглинную заключили в трубу, а территорию вокруг нее осушили и выровняли. В то время площадь по всему периметру застроили аккуратными симметрично расположенными зданиями, рядом с которыми в 1824 году на месте сгоревшего театра Медокса был построен по проекту архитектора О.И. Бове Большой театр. Строгий архитектурный ансамбль в классическом стиле преобразил пространство площади. Единственный уцелевший образец первоначальной застройки площади - здание Малого театра, построенное в 1821 году архитектором А.Ф. Элькинским по заказу купца Варгина, который часть дома сдавал театру в аренду. Охотный ряд разделяет Театральную площадь на две части. Слева - здание Большого театра с его монументальной колоннадой и квадригой бронзовых коней на фронтоне.
Здание Большого театра
Одно из лучших театральных зданий в мире, памятник русского классицизма 19 века, построенный в 1820-1824 гг. по проекту О.И. Бове, а после пожара перестроено в 1856 году архитектором А.К. Кавосом , который сохранив общий план, увеличил высоту здания, надстроил третий этаж,поставил с обеих сторон на чугунных столбах галереи. Зрительный зал театра был известен превосходной акустикой (говорят, после проведенного недавно капитального ремонта акустика пострадала) и богатой отделкой .Зал украшает огромная хрустальная люстра. Число мест в зале более двух тысяч.
Малый театр им. А.Н. Островского
Первый спектакль театра состоялся 26 октября 1824 года, в том самом здании, которое он занимает и сейчас. Правда. тогда здание еще не совсем было приспособлено для театральных нужд. Позднее государство выкупило у купца Варгина здание и в 1838-1840 году оно было перестроено в соответствии с театральными запросами архитектором К.А. Тоном. На сцене Малого театра поставлены почти все пьесы великого русского драматурга А.Н. Островского. Перед зданием театра ему установлен памятник. На сцене театра выступало немало великих артистов, начиная от М. Щепкина и до наших современников Э.Быстрицкой, Р. Нифонтовой. В. Соломина.
Малый театр имеет в Москве филиал на улице Большая Ордынка, о которой я писала в одной из предыдущих статей.
Центральный детский театр ( сейчас РАМТ)
Театр РАМТ находится слева от Большого театра, т.е. как раз напротив Малого театра через площадь. Основан был в 1921 году, один из первых детских театров у нас в стране. Первым руководителем театра была Наталья Сац, человек-легенда, театральный режиссер. Родилась она в семье музыкантов. Отец ее заведовал музыкальной частью МХАТа. Наталья Сац- первая в мире женщина - оперный режиссер. В 1964 году по ее инициативе и под непосредственным руководством был организован первый Музыкальный детский театр, который сейчас носит ее имя.
Это она нашла помещения для театра - полуразрушенное заброшенное здание кинотеатра "АРС", в котором театр с большими сложностями просуществовал почти 15 лет. Только в 1936 году театр был переведен в новое здание, в котором работает и сегодня. Это здание построено в 1821 году и всегда имело отношение к театральной жизни.
В нем собирались участники артистического кружка, организованного А.Н. Островским. В 20е годы в нем недолго работал филиал МХАТ. Сейчас при РАМТе работают несколько театральных клубов для зрителей разных возрастов.
Гостиница Метрополь
На противоположной стороне улицы Охотный ряд, напротив здания Малого театра очень интересное здание гостиницы "Метрополь". Оно построено в 1899-1903 гг. по проекту В.Ф. Валькотта и считается одним из наиболее интересных зданий стиля "модерн" в Москве. Здание ярко декоративно, две сплошные линии балконов опоясывают фасады на уровне второго и четвертого этажей. Цокольная часть облицована гранитом и прорезана большими зеркальными витринами в форме арок. Стены четвертого этажа украшены многометровым барельефом "Времена года", выполненным по моделям скульптора Н. Андреева. На фронтоне над входом- большое майоликовое панно"Принцесса Греза" на тему пьесы Э. Ростана по эскизам русского художника Михаила Врубеля.
В здании Метрополя находится также кинотеатр и ресторан с фонтаном.
Южная часть Театральной площади занята сквером, в котором в 1961 году установлен памятник Карлу Марксу, основоположнику научного коммунизма, автору лозунга " Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Автор скульптуры Л.Е. Кербель получил Ленинскую премию.
В глубине сквера старинный фонтан, сооруженный в 1835 году для целей водоразбора. Фонтан украшен скульптурной группой, созданной Джованни ( Иван Петрович) Витали, российским скульптором итальянского происхождения.
Так плавно Театральная площадь смыкается с площадью Революции.